Опасности ННГ:
- Вредное воздействие на здоровье
- Смещение груза и расжижаемость (тексотропность)
В качестве критерия сухой несмещаемости принят угол естественного откоса a, считается если a более 350 то груз не опасен в плане смещения. Если менее 350 то опасен.
На основании лабораторных испытаний груза выдается сертификат о смещении
Безопасный предел влажности зависит от рода груза и характеризует когда гру будет переходить в текучее состояние.
Если действительное влагосодержание груза не превышает безопасный предел влажности, то груз считается безопасным в отношении смещения , а если это значение больше безопасного то груз относится к числу опасных.
Испытание на склонность к разжижению:
Какая либо емкость заполняется грузом на 50% объема, далее производится серия ударов (не менее 25) с интервалом в 2 секунды, при появлении влаги, делается вывод что груз склонен к разжижению.
Сразу необходимо:
- Запретить все погрузочные операции когда нет сертификата на влажность груза
- Когда груз обработан нефтепродуктами для предотвращения смерзания
- При дождливой или снежной погоде
Группы грузов по склонности к разжижению:
- Разжижаемые (опасные с возможностью сухого смещения и разжижения)
- Неразжижаемые (имеется опасность только сухого смещения)
Документы регламентирующие перевозку ННЗ:
- Кодекс безопасной перевозки навалочных грузов (10 разделов и 1 приложение)
- СОЛАС -74 глава 6
- Тарифное руководство 8М
- РД 31.11.01 -92
- КТР – карта технологического режима для каждого судна
- ТПЗ – типовой план загрузки
КТР – документ описывающий основные характеристики груза, полную информацию о грузе и технологию его перевозки.
В нем имеется критерии безопасности:
- Критерий несмещаемости
R/F ≥1,
где R- сила сопративления к сдвигу, F- сила сдвигающая груз
- Критерий неразжижаемости
Wдоп/Wфакт ≥ 1,
где Wдоп – влажность допустимая, Wфакт – влажность фактическая
Wдоп – 0,9 W лето
Wдоп – 0,85 W зима
- Критерий остойчивости судна при разжижении
- Критерий остойчивости судна при сухом смещении
- Критерий невозгораемости
tдоп/tфакт ≥ 1,
где tдоп – температура допустимая, tфакт – температура фактическая
ТПЗ – привязан к данному типу судов. Обоваривается перевозка, размещение, крепление груза должен содеражать отметку обеспечивается или нет аварийная остойчивотсь судна и его непотопляемость
Требования к балкерам – специализированным судам для перевозки навалочных грузов
Особенности балкера:
- Палубные суда
- Большое раскрытие трюма
- Передвижные единицы для замывки судов
- Наличие подпалубных танков
Загрузка со скосом производится при ширине трюма более 12 метром, без скоса на суда при ширине трюма менее 12 метров
При перевозке ННГ в твиндеке высота груза не более 1 метра. Нагрузка не должна превышать Qмах.
Qmax = 0,9 dл bтр lтр
dл – осадка по летную марку, bтр – ширина трюма, lтр – длина трюма
При загрузке со скосом максимальная допустимая высота пирамиды:
Hmax = 1,1 dл УПО
Если груз загружен ровно в трюме, то Hmax превышать на 20%