Rate this post

Под транспортно-экспедиторской работой порта понимается совокупность вспомогательных операций, связанных с грузом, не обязательных для перевозчика, дополняющих основные функции перевозчика по транспортированию грузов. Обычно указанные вспомогательные операции по поручению грузовладельца выполняют в морских портах транспортно-экспедиторские конторы (ТЭК), выступающие в качестве экспедиторов. Основные экспедиторские операции нижеследующие.
В порту отправления:

  • подготовка груза к перевозке (упаковка, нанесение отправительских марок, комплектование отдельных партий и др.);
  • доставка груза в порт со склада отправителя;
  • составление и оформление транспортных и других документов, которые должны сопровождать груз;
  • сдача груза и погрузка его на судно или на другой вид транспорта;
  • внесение провозных плат и сборов;
  • получение перевозочных документов;
  • оформление приема груза от других видов транспорта и доставка его на склад или к причалу порта;
  • хранение груза на складах порта до отгрузки на судно или на другой вид транспорта;
  • выполнение таможенных и санитарных формальностей.

В порту назначения:

  • выкуп груза;
  • принятие груза от перевозчика;
  • доставка груза в склад порта или получателя;
  • хранение груза в складах порта;
  • сдача груза получателю;
  • оформление транспортных и других документов;
  • взыскание всех причитающихся морскому транспорту неполученных в порту отправления и при перевалке провозных платежей и сборов;
  • выполнение таможенных и санитарных формальностей.

Основное назначение ТЭК порта заключается в том, чтобы обеспечивать своевременную и сохранную перевозку грузов с наименьшими затратами, максимально сокращать стояночное время судов и вагонов; оптимально использовать технические средства порта и транспортные средства по грузоподъемности и грузовместимости; ускорять оборачиваемость оборотных средств.
Транспортно-экспедиторское обслуживание грузов морские порты осуществляют на основании заключаемых портами с клиентурой транспортно-экспедиторских договоров. Все транспортно экспедиторские операции морские порты производят на основе согласованных между министерствами месячных планов перевозки грузов, а также планов завоза и вывоза экспортных и импортных грузов. Транспортно-экспедиторское обслуживание экспортных и импортных грузов порты производят на основе действующего генерального соглашения, заключенного между ММФ и МВТ.
В зависимости от вида транспортного сообщения ТЭК портов выполняют транспортно-экспедиторские операции по грузам, перевозимым в каботаже, экспортным и импортным. Транспортно экспедиторское обслуживание также различают по отправлению, перевалке и прибытию грузов. Основные транспортно-экспедиторские операции портов, производимые в каботаже, приведены ниже.
По прибытии:

  • выгружают грузы из вагонов, прибывающие в адрес клиента;
  • принимают грузы клиента от железной дороги на склады порта, раскредитовывают транспортные документы на эти грузы, оформляют ведомости подачи и уборки вагонов, ведут расчеты с припортовой железнодорожной станцией;
  • оформляют расстановку вагонов в пунктах выгрузки грузов клиента, принимаемых на склады порта (предъявление железной дороге разнарядки);
  • выгружают грузы с судна и подвозят их от борта судна на склады порта или клиента;
  • хранят грузы клиента в складах и на отдельных площадях порта;
  • представляют клиенту приемосдаточные акты на принятые портом грузы.

По отправлению:

  • предъявляют железной дороге заявки на подачу вагонов под грузы клиента;
  • предъявляют, передают и отгружают грузы клиента на железную дорогу;
  • подвозят грузы клиента к борту судна со складов и открытых площадок и грузят их на морские суда;
  • оформляют соответствующую документацию;
  • составляют и выдают клиенту сведения о движении (поступлении, отгрузке и наличии) грузов клиента.
  • При перевозке грузов морем в каботаже транспортно-экспедиторские операции сопровождаются оформлением следующих документов: погрузочного ордера, коносамента, накладной, приемосдаточной ведомости, передаточной ведомости, дорожной ведомости, ордера на выдачу груза, коммерческого акта, акта общей формы, тальманского листка, амбарной книги и др.

Транспортно-экспедиторские операции по экспортным грузам в морских портах сводятся к следующему:

  • раскредитованию транспортных документов (оплате провозных платежей и сборов, причитающихся железной дороге);
  • приему грузов от железной дороги;
  • выгрузке грузов из вагонов;
  • оформлению документов на принятый груз;
  • недостачи, излишки;
  • хранению на складах и открытых площадках грузов, принятых портом;
  • подвозке грузов из складов порта до борта судна; ремонту тары и переупаковке грузов;
  • погрузке грузов на судно;
  • сепарации грузов в трюмах и на палубе;
  • комплектации судовых партий груза;
  • оборудованию судовых грузовых помещений;
  • взвешиванию грузов;
  • обмеру грузов, приведению в габаритное состояние грузовых мест;
  • оформлению документов на отправляемый за границу груз;
  • ведению учета и отчетности о движении груза.

Оформление документов на прибывшие в морской порт экспортные грузы и их учет производят согласно Инструкции о порядке оформления прибытия (приема), отправления (выдачи) и о документации экспортных грузов в портах ММФ, основным условиям приема и сдачи экспортных грузов на железнодорожных станциях и в морских портах, генеральному соглашению между ММФ и МВТ и другим нормативным актам. Основными документами при осуществлении транспортно-экспедиторских операций в морском порту по экспортным грузам являются: приемный и коммерческий акты, отвес, раскредитование (ведомость сумм, оплаченных железной дороге при раскредитовании), акт государственной инспекции по качеству экспортных товаров, поручение, грузовой список, спецификации, сертификаты, предварительный грузовой план, люковые записки, исполнительный грузовой план, тальманский счет, путевой лист, штурманская расписка, коносамент, манифест, сдаточный акт, список тяжеловесов, ведомость движения экспортного груза на складах порта.
Основные транспортно-экспедиторские операции, осуществляемые портами по импортным грузам:

  • принимают от капитана судна грузовые документы;
  • выгружают судно с оформлением документов на принятый груз, в том числе на недостачи и излишки;
  • подвозят грузы от судов к складам и из складов к железнодорожным вагонам;
  • хранят грузы на складах и открытых площадках порта;
  • отгружают грузы на железнодорожный и автомобильный транспорт;
  • оформляют документы на отгруженные из порта импортные грузы;
  • подготавливают грузы к инспектированию;
  • обмеряют грузы, ведут учет и отчетность о движении грузов и другие операции.

Оформляют документы и учитывают импортные грузы в соответствии с Краткой инструкцией по первичной документации и учету импортных грузов в морских портах ММФ, основными условиями приема и сдачи экспортных и импортных грузов на железнодорожных станциях и в морских портах, генеральным и локальным соглашениями между ММФ и МВТ и между портами и В/О «Союзвнештранс» и другими нормативными актами.
По импортным грузам при выполнении транспортно-экспедиторских операций порты оформляют следующие документы

  • прием груза портом от судна производят на основании полученных от капитана судна коносаментов, манифестов и других сопровождающих груз документов;
  • тальманские книжки;
  • отчет приемосдатчика;
  • ведомость импортных грузов, принятых с судна;
  • акт-извещение, генеральный акт;
  • путевой лист;
  • отвес;
  • спецификацию-наряд «Союзвнештранса»;
  • расходную накладную (ордер);
  • извещение (об отгрузке);
  • железнодорожную накладную, дорожную ведомость, отгрузочную спецификацию, квитанцию железнодорожной накладной;
  • книгу учета железнодорожных отправок импортных грузов.

Морские порты выполняют транспортно-экспедиторские операции по транзитным внешнеторговым грузам иностранных судовладельцев, следующих через советскую территорию в третьи страны, когда такие грузы следуют с моря с перевалкой на другой вид транспорта (речной, железнодорожный или авиатранспорт) или в обратном направлении. Транспортно-экспедиторское обслуживание транзитных грузов, за некоторыми исключениями, аналогично транспортно-экспедиторскому обслуживанию экспортных и импортных грузов.Расчеты за выполнение морским портом транспортно-экспедиторских операций ведутся непосредственно между портом и клиентурой (грузовладельцами, внешнеторговыми объединениями) по счетам в установленном порядке. Сборы за производимые портами транспортно-экспедиторские работы взимаются с клиентуры по действующим тарифным ставкам. За выполнение погрузочно-разгрузочных работ порты получают платы по аккордным ставкам, установленным Прейскурантом № 1101 Государственного комитета цен при Госплане СССР (Тарифное руководство 1М). За произведенные портами транспортно-экспедиторские работы. стоимость которых не включена в аккордные ставки или на которые ставки не установлены, платы взимаются по местным тарифам, ставкам плановой себестоимости, включающим процент накладных расходов и прибыли. Размер экспедиторского (комиссионного) вознаграждения определяется соглашением между портами и клиентурой. Стороны транспортно-экспедиторского договора взаимно несут материальную ответственность в случаях, когда невыполнение условий договора одной стороной влечет убытки или уплату штрафа для другой стороны.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий