В практике мореплавания имеют место случаи, когда возникает необходимость спасания и оказания помощи любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель. Обязанность оказания помощи и спасания на море является общепринятой для большинства стран. В Брюсселе в 1910 г. была принята и вступила в силу 1 марта 1913 г. «Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море». Эта конвенция постановлением СНК СССР от 2 февраля 1926 г. признана имеющей силу для СССР.Согласно ст. 53 КТМ СССР капитан обязан, поскольку он может это сделать без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров: оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;
следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, и если на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать.
За неисполнение указанных обязанностей капитан несет установленную законом ответственность.
Для оказания быстрой и эффективной помощи судам, терпящим бедствие, и спасания человеческих жизней на море или в иных водах в пароходствах ММФ организована аварийно-спасательная служба, несение которой возложено на отряды и группы аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ (АСПТР), в распоряжении которых находятся современные технически оснащенные спасательные суда и другие специальные средства и имущество. Одной из основных задач отрядов АСПТР является немедленное оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие на море. За границей существуют особые спасательные предприятия, спасательные суда которых обычно стоят в полной готовности немедленно выйти в море или курсируют в море вблизи опасных мест. В случаях, когда бедствующему судну не грозит гибель, но судно находится в опасности и нуждается в помощи других судов, то эта помощь может быть оказана при согласии капитана бедствующего судна, которому предоставляется право согласиться или отказаться от помощи. Если в результате оказания помощи аварийное судно и находящиеся на нем грузы будут спасены, то спасавшее их судно имеет право на возмещение всех расходов, связанных с оказанием помощи или спасанием и на специальное вознаграждение за спасание. Правом на вознаграждение не пользуются спасатели, оказавшие услугу вопреки прямому и разумному воспрещению капитана судна, терпевшего бедствие или подвергшегося опасности, а также экипаж судна, подвергшегося опасности в силу его прямых обязательств перед судовладельцем. Размер вознаграждения определяется обычно соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения — судом или арбитражем в соответствии с обстоятельствами и с учетом степени реальной опасности, полезного результата спасания и других условий. В соответствии со ст. 266 КТМ всякое соглашение о спасании, состоявшееся в момент и под влиянием опасности, может быть по требованию одной из сторон признано недействительным или изменено судом или арбитражем, если последние признают, что условия соглашения несправедливы.
В морской практике принято перед началом спасательных операций, если позволяют обстоятельства, подписывать договор о спасании в виде спасательного контракта, формы которого заранее разработаны и широко применяются. Если по каким-либо объективным условиям до начала спасательных операций нельзя оформить подписание такого контракта, спасатель должен получить по радио или другим способом согласие капитана судна, терпящего бедствие, подписать контракт по предложенной форме и зафиксировать это в судовом журнале судна-спасателя. Договор о спасании обычно заключается между капитаном судна, терпящего бедствие, и капитаном судна-спасателя. Точная и своевременная запись в судовом журнале содержания всех переговоров об условиях оказания помощи и операций спасателя от начала и до конца их имеет исключительно важное значение для разрешения всех вопросов, касающихся спасания и установления размера спасательного вознаграждения.
В практике торгового мореплавания существует несколько форм спасательных контрактов. Морская Арбитражная Комиссия (МАК) при Торгово-промышленной, палате СССР в 1931 г. разработала типовую форму договора о спасании при основном условии «без спасения нет вознаграждения». Эта форма договора получила широкое распространение при оказании помощи советскими судами иностранным.
Договор о спасании по форме МАК предусматривает:
выполнение спасателями операций по спасанию судна и находящихся на нем груза и другого имущества и доставку судна в указанный в договоре порт или в какой-либо другой согласованный пункт;
заранее обусловленный размер вознаграждения или указание, что его размер определяет МАК. Если в договоре будет предусмотрен определенный размер вознаграждения, то каждая из сторон и другие заинтересованные лица (страховщики, грузовладельцы и т. п.) имеют право его оспорить;
условие определения председателем МАК размера и формы обеспечения требований спасателя;
обязанность каждой стороны при передаче дела в МАК в течение 30 дней со дня окончания операций по спасанию и оказанию помощи сообщить председателю. МАК желательного арбитра из числа членов МАК, в противном случае председатель МАК назначает арбитра по своему усмотрению;
рассмотрение споров МАК в Москве.
При обстоятельствах, угрожающих жизни людей, находящихся на борту судна, терпящего бедствие, капитан советского судна обязан немедленно начать операции по спасанию и оказанию помощи независимо от результатов переговоров по заключению договора о спасании. В процессе проведения спасательных операций спасатель обязан в установленные сроки информировать своего судовладельца о всех мероприятиях, проводимых им по спасанию, и обеспечивать, по возможности, инструкции судовладельца. После завершения всех спасательных операций составляется акт об окончании операции по оказанию помощи аварийному судну по установленной форме, который подписывают капитаны судна-спасателя и аварийного судна с указанием даты и места подписания акта.
Капитан судна-спасателя должен немедленно после окончания спасательных операций и оказания помощи аварийному судну направить в управление пароходства следующие основные документы:
договор о спасании (подлинник и копию);
надлежаще оформленные и заверенные с приложением судовой печати полные выписки из судового, машинного и радиотелеграфного журналов всех судов, участвовавших в спасательных операциях;
копии основных радиограмм, телеграмм и телексов как судна спасателя, так и аварийного судна;
раздельно акты о состоянии и повреждении судна, груза и другого судового имущества, оформленные сюрвейерами, органами надзора, портовой администрацией и др.;
акт об окончании операций по оказанию помощи аварийному судну;
другие документы, имеющие значение для дела по спасанию и определению размеров убытков и расходов, произведенных с целью спасания и оказания помощи аварийному судну.
Наиболее распространенным спасательным контрактом за границей является контракт Английского Ллойда, по условиям которого рассмотрение споров, связанных с оказанием помощи и спасанием, производится арбитражем в Лондоне.
Капитаны советских судов должны прежде всего, если это возможно, принимать помощь советских спасателей. Принимать помощь иностранных спасателей необходимо с особой осторожностью и осмотрительностью и только после обязательного согласования с пароходством и получением от него соответствующих инструкций и указаний. Капитану советского судна, принявшему помощь иностранного спасателя, необходимо следить за всеми его действиями и тщательно фиксировать их в судовом журнале. В целях обеспечения вознаграждения за спасание и оказание помощи аварийному судну спасатель может обратиться с просьбой к администрации морского торгового порта о задержании спасенного судна, груза и имущества. Такое право предусмотрено ст. 75 КТМ.
- Понятие об общей и частной аварии
- Морское страхование грузов