Оценить

Морские суда и находящиеся на них грузы подвергаются риску опасностей и случайностей, стихийных явлений, которые невозможно предвидеть или предотвратить, в результате возникают убытки у владельца имущества или имущественного интереса, гибели или повреждения, или обесценивания имущества.
Для покрытия рисков, которым подвергается данное имущество или имущественный интерес, с давних времен существует морское страхование. Сущность страхования заключается в том, что отдельные лица путем систематических отчислений из своих средств образуют резервные страховые фонды в специальных страховых организациях, которые из этих фондов возмещают лицам их имущественный ущерб, возникший от опасностей, случайностей и стихийных бедствий. Морское страхование осуществляется путем заключения специального договора морского страхования между страховой организацией и владельцем страхового имущества, по которому одна сторона обязуется за обусловленное вознаграждение возместить другой стороне понесенный ущерб в случае наступления предусмотренных в договоре опасностей или случайностей, которым подвергается судно или груз. Наиболее широкое распространение при морских перевозках получило страхование грузов, которые перевозятся на большие расстояния через моря и океаны в течение длительного времени и часто подвергаются опасностям, случайностям, различным рискам порчи и потерь. Особое значение имеет морское страхование, когда по условиям купли/продажи в цену товара входят стоимость, страхование и фрахт (СИФ). При таких условиях продавец фрахтует судно для перевозки товара до порта назначения и обязан своевременно застраховать товар от соответствующих рисков в пути. В связи с тем, что значительное количество советских экспортных грузов продается на условиях СИФ, страхование грузов во внешней торговле приобретает важное значение.
Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. проведение всех видов страхования было объявлено государственной монополией. По закону от 6 октября 1921 г. о государственном имущественном страховании при Наркомфине было образовано Главное управление Госстраха, на которое возлагалось проведение всех страховых операций, в том числе и операций по морскому страхованию грузов. Наряду с Госстрахом были созданы смешанные советско-иностранные страховые общества. В 1925 г. в Англии было создано Черноморско-Балтийское страховое общество «Блекбалси», а в 1927 г. в Германии — Черноморско-Балтийское страховое общество «Софаг». В 1949 г. при Министерстве финансов СССР было образовано Управление иностранного страхования СССР «Ингосстрах», которое выступает страховщиком во всех операциях по страхованию экспортных, импортных, каботажных и транзитных грузов, судов, фрахта и других имущественных интересов, связанных с перевозкой, а также осуществляет страхование советского имущества за границей. Наиболее известными социалистическими страховыми обществами на мировом рынке являются «Ингосстрах» (СССР), «Варта» (Польша), «Бумтрад» (Болгария), «Статни поиштовна» (ЧССР).
В капиталистических странах страхование операции производят частные акционерные страховые общества и общества взаимного страхования. Капиталистическими страховыми обществами, производящими морское страхование, являются: в Англии— «Ллойд», «Протекши энд Индемнити Клабс» («Пи энд Ай Клабс»); во Франции—«Насиональ-Реассюранс», в
США—Американская страховая ассоциация и др. Морское страхование судов и грузов в СССР регулируют правила,
изложенные в гл. XII КТМ «Договор морского страхования», которые применяют в случаях, когда соглашением сторон не установлено иное. В 1949 г. введены утвержденные приказом Министерства финансов СССР «Правила страхования судов» и «Правила транспортного страхования грузов».
Договор морского страхования может быть оформлен по условиям «Ингосстраха» генеральным полисом, полисом, страховым сертификатом, страховой квитанцией и др. Наиболее полными по содержанию страховыми договорами являются генеральный полис и полис.
В морском страховании применяют следующие основные термины:
страховщик—лицо (организация), осуществляющее страховые операции, принимающие на себя по договору страхования обязанность возместить страхователю убытки, возникшие у него вследствие предусмотренных договором случайных происшествий и морских рисков. В СССР страховщиком является «Ингосстрах»;
страхователь — юридическое или физическое лицо, страхующее у страховщика свой или чужой имущественный интерес. Страхователь может заключить договор в свою пользу или в пользу другого лица, независимо от того, указано или не указано это лицо в договоре;
выгодоприобретатель—третье лицо, не являющееся стороной договора страхования, но приобретающее право по договору страхования на получение страхового вознаграждения при наступлении страхового случая, так как страхование осуществлялось в его пользу (в его интересах);
объект морского страхования — всякий страхуемый имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием: груз, судно, в том числе находящееся в постройке, фрахт, арендная плата, риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование) и др.;
страховой случай — наступление предусмотренного договором страхования события;
страховой риск—предусмотренная договором опасность (пожар, столкновение судов и т. п.), при наступлении которой возникает обязанность страховщика возместить причиненный убыток;
страховая премия — обусловленная договором плата за страхование, уплачиваемая страхователем страховщику, принявшему на свой риск возможные убытки. Обычно размер платы (ставки премии) устанавливается в процентах или промиллях от страховой суммы;
страховое возмещение (вознаграждение) — сумма, уплачиваемая страховщиком страхователю в возмещение убытков, вызванных наступлением предусмотренного договором страхового случая;
страховая сумма — сумма, указанная в договоре по заявлению страхователя, в размере которой он застраховывает свой имущественный интерес (объект страхования);
страховая стоимость—действительная (фактическая) стоимость объекта страхования;
страховой полис—письменная форма договора разового страхования, которая выдается страхователю страховщиком и содержит все данные, относящиеся к застрахованному объекту. Страховой полис выдается обычно на рейс;
генеральный полис — особый договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком, по которому могут быть застрахованы экспортируемые страхователем из СССР и импортируемые им в СССР грузы, грузы обратного экспорта или импорта, грузы, перевозимые между иностранными портами или пунктами, находящиеся в распоряжении
как самого страхователя, так и учреждений и организаций, производящих страхование через его посредство. По генеральному полису грузы могут быть застрахованы от рисков, связанных с перевозкой морем, предшествовавшей и последующей перевозками по сухопутным, воздушным и внутренним водным путям, а также со складским хранением и перегрузкой. Генеральный полис содержит подробные условия страхования грузов, объем и пределы ответственности страховщика, срок платежа страховой премии, срок действия договора (обычно в течение года или более).
Страховой сертификат и ковернот. Страховые полисы выдаются только страховщиком или от ею имени, сертификаты же и коверноты могут выдаваться также и страховыми брокерами. Брокерские коверноты являются удостоверениями брокера о том, что он разместил страхование в соответствии с инструкцией страхователя на определенных условиях с указанием названия обществ, принявших страхование. Франшиза — условие в договоре морского страхования, при котором
страховщик не несет ответственности за убытки, если они не превышают определенного процента от страховой суммы.
Суброгация — переход к страховщику, уплатившему страховое возмещение, права требования, которое страхователь (или иное лицо), получивший страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Это право переходит к страховщику в пределах уплаченной им суммы страхового возмещения. Уплата страховщиком возмещения должна быть оформлена специальной распиской лица, получившего это страховое возмещение и передавшего страховщику все документы и доказательства, необходимые для осуществления страховщиком перешедших к нему прав.
Абандон — заявление страхователя страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество и получение полной страховой суммы в случаях, установленных ст. 226 КТМ.
Под ликвидацией страховых убытков понимается совокупность действий по установлению наличия страхового случая, причин его возникновения, размера убытков и по разрешению вопросов об уплате страхового возмещения. Ликвидация страховых убытков производится специальными лицами, знающими страховое дело,— аварийными комиссарами, на обязанности которых лежит установление причин и размера убытка застрахованного имущества, осмотры, экспертизы и оформление так называемого аварийного сертификата для предъявления претензии ответственной стороне. Однако аварийный сертификат не служит безусловным доказательством ответственности страховщика, определяемой условиями
страхового полиса.
Договор морского страхования груза заключается между страхователем и страховщиком на основании письменного заявления страхователя, которое должно содержать:
точное название груза, его вес, род упаковки и число мест;
номера и даты коносаментов или других транспортных документов, по которым перевозится груз;
название, год постройки, тоннаж и флаг судна, на котором будет перевозиться груз;
указание на способ перевозки груза (в трюмах, на палубе, насыпью, навалом, наливом);
пункты отправления, перегрузки и назначения морской перевозки;
дату отправки груза;
страховую сумму груза;
условия страхования, которые обычно указывают согласно принятым в правилах транспортного страхования грузов Ингосстраха формулировкам: «С ответственностью за все риски», «С ответственностью за частную аварию», «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения»;
разъяснение за чей счет заключается страхование, если страхование заключается не за счет страхователя;
другие, известные страхователю, сведения о грузе и об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска в предстоящем рейсе. Ответственность по договору страхования начинается с момента
взятия груза со склада в пункте отправления для перевозки и продолжается в течение всей перевозки до тех пор, пока груз не будет доставлен на склады грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, указанный
в полисе. Договор страхования считается заключенным после письменного подтверждения о принятии страхования страховщиком (Ингосстрахом).
Обоснованным доказательством оформленного договора морского страхования является страховой полис или сертификат. После выдачи страхового полиса ранее выданные страховщиком в подтверждение этого страхования документы теряют силу.
До уплаты страхователем причитающейся страховщику страховой премии договор страхования не вступает в силу, если иное не предусмотрено условиями договора страхования. Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но “не более стоимости груза, указанной в счетах продавца с включением расходов по перевозке, если не обусловлено другое. Требование страхового возмещения должно быть документально доказано с обязательным предъявлением страхового полиса или другого документа, выданного страховщиком (Ингосстрахом) в подтверждение принятия страхования.
Стороны договора морского страхования (страховщика и страхователя) несут соответствующие обязанности.
Страхователь обязан: уплатить страховую премию в установленном договором размере; сообщить страховщику все необходимые сведения и заявить о всех обстоятельствах, имеющих существенное значение для установления степени риска; немедленно уведомлять страховщика о всех изменениях в риске; извещать страховщика о всех событиях, касающихся судна или груза; при наступлении страхового случая — принять все меры с целью предотвращения или уменьшения убытков, немедленно сообщить об этом страховщику и выполнять поступающие от него указания; после уплаты страховщиком страхового возмещения передать ему для осуществления регрессивного требования к третьим лицам все необходимые документы и расписку в получении страхового возмещения.
Страховщик обязан: при наступлении страхового случая, предусмотренного договором, возместить страхователю понесенный ущерб; по требованию страхователя представить в пределах страховой суммы обеспечение уплаты взносов по общей аварии; уведомить страхователя о намерении путем уплаты полной страховой суммы при наступлении
страхового случая освободить себя от дальнейших обязательств по договору страхования; возместить страхователю необходимые расходы, произведенные им для предотвращения или уменьшения убытков, за которые отвечает страховщик, а также расходы, произведенные для выполнения указаний страховщика.
Ответственность страховщика (Ингосстраха) распространяется только на убытки, происшедшие в том рейсе и в том районе, которые были предусмотрены договором страхования. Не считается нарушением договора страхования отклонение судна от намеченного пути для спасания людей, судов и грузов, а также отклонение, вызванное действительной необходимостью и не являющееся результатом неправильных действий перевозчика. Все споры по договорам морского страхования между Ингосстрахом и страхователем разрешаются в МАК при Торгово-промышленной палате СССР в Москве. Условия страхования судов отличаются от условий страхования грузов. Ингосстрах принимает на страхование суда с их двигателями, оборудованием и такелажем. Договор страхования может быть заключен на основании одного из следующих условий:
с ответственностью за гибель и повреждение судна;
без ответственности за повреждение судна, кроме случаев кораблекрушения;
без ответственности за частную аварию;
с ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасанию;
с ответственностью только за полную гибель судна.
Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя, содержащего точные сведения о судне (его типе, названии, годе постройки и других данных), размера страховой суммы, условия страхования (при страховании на рейс—пункты отправления, захода и назначения, а при страховании на срок—район плавания и срок
страхования). Страховой стоимостью судна считается, если иное не обусловлено, стоимость постройки судна по ценам, действующим к моменту начала страхования с учетом износа. При наступлении страхового случая страхователь или его представитель обязан принять все меры к спасанию и сохранению поврежденного судна, а также к обеспечению права на регресс к виновной стороне. Если не было другого соглашения, все расходы по спасанию и сохранению судна, а также по предупреждению дальнейших его повреждений производит страхователь. Расходы, подлежащие возмещению по условиям страхования, оплачивают страхователю при расчете с ним за убыток.
До ремонта судна (если таковой потребуется) страхователь обязан известить об этом Ингосстрах и обеспечить ему возможность участия в осмотре повреждений судна. Место ремонта и осмотра должно быть согласовано с Ингосстрахом.
При страховании судов большое значение имеет тип судна, его класс и возраст. Чем старше судно, тем больше ставки страховой премии. Повышенные ставки страховой премии применяют также при плавании судна в зонах с повышенным риском.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий