Существует большое число стандартных форм рейсовых чартеров. Только БИМКО приняла более 50 форм чартеров. Большую их часть составляют рейсовые чартеры. Существуют стандартные формы танкерных чартеров. Помимо стандартных форм чартеров используется большое число частных чартеров. Отдельные крупные фрахтователи имеют свои формы чартеров. При заключении договора в стандартные и в частные формы чартеров вносятся многочисленные дополнительные условия.Со временем ряд из них приобрел стандартные формулировки. Отдельные стандартные формы чартеров действуют с конца XIX—начала XX веков. Старые стандартные формы, как правило, отвечают интересам судовладельцев, а более поздние формы — интересам фрахтователей. В национальном праве многих стран рейсовый чартер понимается как договор морской перевозки груза с условием предоставления под груз всего судна или его определенных помещений. По чартеру фрахтовщик (судовладелец) обязуется перевезти конкретный груз на обусловленном судне за один или несколько рейсов. Фрахтователь обязуется передать этот груз судовладельцу и уплатить фрахт. Рейсовый чартер фрахтовщик заключает от своего имени. Делает это либо сам, либо с помощью услуг посредника — брокера. Рейсовый чартер и договор судовладельца с брокером представляют собой два юридически самостоятельных договора. Стандартные формы рейсовых чартеров содержат 45 и более пунктов (помимо дополнительных пунктов аддендума). Обзор всех пунктов невозможен. Этим объясняется лаконизм и избирательный характер их обзора.
- Пределы ответственности перевозчика в международных транспортных конвенциях
- Лица, участвующие в перевозке груза на рейсовом чартере