Загрузка...

Международные транспортные конвенции устанавливают ответственность за ущерб, причиненный перевозчиком при морской, воздушной, автомобильной, железнодорожной и смешанной перевозках грузов. В конвенциях установлены максимальные пределы для компенсации ущерба, который обязан возместить перевозчик. До 1975 г. пределы ответственности перевозчиков, как правило, устанавливались в расчетных единицах, содержащих определенное количество золота.Использовался франк Пуанкаре (65, 5 мг золота 900-й пробы) или «первоначальный» франк (10/31 мг золота 900-й пробы). Соотношение этих единиц между собой составляет приблизительно 5 франков Пуанкаре за один «первоначальный» франк. Чтобы применить положение конвенции о пределе ответственности перевозчика нужно было базисную расчетную единицу исчисления предела ответственности перевести в национальную валюту. Отмена официальной цены золота Международным валютным фондом (MBФ в 1978 г. существование колеблющейся в значительных пределах рыночной цены на золото, введение плавающего курса валют— все это вызвало неопределенность в отношении пределов ответственности перевозчиков. Из-за отсутствия официальной цены золота государства различным образом пересчитали пределы ответственности, выраженные в золотых франках в свои национальные валюты. Пересчет осуществлялся по-разному. Например, на основе свободной рыночной цены на золото, на основе последней официальной цены на золото в данной стране. Не прекращались попытки найти альтернативы прежним расчетным единицам. Одна из них закончилась положительным результатом. Появилась новая расчетная единица — специальное право заимствования (СПЗ) МВФ. Ее используют как в недавно принятых, так и в пересмотренных конвенциях (пересмотр осуществлялся в форме протоколов к соответствующей конвенции). Использование СПЗ как расчетной единицы рассматривалось как значительное усовершенствование по сравнению с использованием золота или какой-либо национальной валюты. Но и здесь возникли свои проблемы. Во-первых, национальные законы ряда стран — не членов МВФ не позволяют использовать СПЗ. Во-вторых, инфляция со временем приводит к уменьшению покупательской способности пределов ответственности, выраженных в зафиксированных количествах СПЗ. Проблемы рассматривались в ходе дипломатической конференции, на которой были приняты Гамбургские правила. Решение найдено не было. Вскоре после этого по предложению Франции ЮНСИТРАЛ приняла решение рассмотреть вопрос об установлении расчетной единицы, которая могла бы использоваться универсально во всех конвенциях и сохранять при этом свою стоимость в течение времени. Над проблемой последовательно работали вначале исследовательская группа (1978—80 гг.), а затем рабочая группа (1981—82 гг.) ЮНСИТРАЛ. Было сформулировано два альтернативных примерных положения. Согласно одному тексту пределы ответственности будут пересматриваться за счет использования индекса цен. Другой примерный текст устанавливает ускоренную процедуру пересмотра этих пределов. ЮНСИТРАЛ утвердила положения, устанавливающие СПЗ в качестве расчетной единицы в статьях, касающихся пределов ответственности, а также упомянутые два примерных текста положений о пересмотре пределов ответственности. Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала при подготовке будущих международных конвенций применять СПЗ, а также одно из двух альтернативных положений для корректировки пределов ответственности. (Резолюция 37/107). Капитанам нередко приходится участвовать в осуществлении смешанных перевозок с участием морского перевозчика. Поэтому полезно иметь сводную сопоставимую информацию о пределах ответственности перевозчиков различных видов транспорта. Она была подготовлена секретариатом ЮНСИТРАЛ к 22 сессии ЮНСИТРАЛ, проходившей в мае-июне 1989 г.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий