Rate this post

Время, предусмотренное на погрузку или выгрузку, а в отдельных случаях на погрузку и выгрузку вместе, которое специально обусловлено или подразумевается, называется сталийным временем (lay days). Сталийное время может быть специально оговорено в чартере. Например: а) «груз будет погружен в течение . . . дней и выгружен в течение . . . дней» и т. п. Продолжительность дня обычно указывается («Продолжительностью 24 ч», «Продолжительностью 24 последовательных часа», «Продолжительностью 24 текущих часа»); б) «… текущих дней будет предоставлено фрахтователю для доставки груза к борту судна. Груз должен быть погружен в течение 5 текущих дней», «Текущих дней . . . должны быть предоставлены указанным фрахтователям для погрузки и выгрузки» и т. п.; в) «груз должен быть погружен в течение . . . рабочих дней» и т. п.

Единицами исчисления сталийного времени могут быть:

а) один сталийный день (one lay day). Например, «Фрахтователем должен быть представлен один сталийный день на каждые 500 т … для погрузки», «Груз должен быть принят у борта грузополучателями в порту выгрузки … по средней норме . . . тонн в день»;

б) дни текущие или последовательные (running days). Например, «Судно будет погружено по норме 500 т в текущий день» и т. п.;

в) последовательные рабочие дни (running working days). Например, «Груз должен быть выгружен по норме 80 т в рабочий день» и т. п.; г) погожий рабочий день (weather working day). Например, «Груз должен быть доставлен к судну в порту погрузки в соответствии с обычаями пор га, не менее чем . . . стандартов в погожий рабочий день»; д) количество рабочих или готовых к обработке люков (workable hatch). Например, «Груз будет погружен по средней норме . . . стандартов для дилсов и батенсов . . . стандартов для бордсов и/или эндсов. Все на готовый к обработке люк» и т. п.

Сталийное время может быть определено неточно. Например, в чартере вообще может отсутствовать оговорка о сталийном времени или она может быть изложена следующим образом:

«Груз должен быть доставлен судну так быстро, как оно может принять его (as fast as she can receive);

«Груз должен быть доставлен так быстро, как судно может его получить и уложить»;

«Груз должен быть выгружен в соответствии с обычаями порта с обычной скоростью, какую обеспечивает судно (to the custom of port);

«Судно должно выгружаться, как обычно выгружаются суда с рисом и/или маисом» и т. п.

Судно должно быть передано в распоряжение фрахтователя в промежуток времени, определяемый двумя датами: первая—лейдейс (наиболее ранняя дата), вторая—канцеллинг (наиболее поздняя дата подачи судна). При приходе судна в этот промежуток времени (между лейдейсом и канцеллингом) готовность судна, как правило, определяется моментом вручения капитаном фрахтователю нотиса и фактической готовности судна к грузовым операциям. Момент принятия фрахтователем или его агентом капитанского нотиса о готовности судна к грузовым операциям является исходным для определения момента начала исчисления сталийного времени. При приходе в порт погрузки ранее даты лейдейс фрахтователь имеет право не начинать погрузку судна до того, пока не наступит эта дата, о чем фрахтователь делает отметку в нотисе, вручаемом ему капитаном. При подходе судна в порт погрузки в дату канцеллинг за капитаном остается право вручения нотиса о готовности судна даже на следующие сутки, но не позднее первого рабочего дня после наступления даты канцеллинга. Как правило, при подходе судна между датами лейдейс и канцеллинг нотис о готовности судна вручается в соответствии с условиями чартера. Однако по обычаям большинства иностранных портов фрахтователи принимают от судов нотис после выполнения всех формальностей и получения ими так называемой «свободной практики». Это не исключает того, что фактически готовое к грузовым операциям судно по причинам, от него не зависящим, не может получить «свободной практики» и оформить нотис о готовности. В этом случае за простой судна фрахтователи не несут ответственности, так как счет сталийного времени ведется после принятия нотиса. Однако это общее правило не может быть применимо, когда получение «свободной практики» задерживается из-за обстоятельств, зависящих от отправителя или получателя груза (ввиду неготовности грузовых документов или невозможности поставить судно к причалу, предоставление которого лежит на обязанности грузовладельца и др.). В этих случаях капитан должен сделать оговорку в нотисе и таймшите о причинах задержки в оформлении и приеме нотиса. Если же в чартере нет оговорки о «свободной практике», то срок ее предоставления не должен влиять на принятие нотиса о готовности судна к грузовым операциям и на счет стадии. Счет сталии должен вестись с приходом судна в порт. Вообще же, капитан должен считать для себя обязательным правилом оформлять готовность судна немедленно после получения судном «свободной практики», независимо от того, поставлено судно к причалу или находится на рейде.

Обязанности фрахтователя по постановке судна к причалу под грузовые операции определяются условиями чартера:

предоставить причал сразу же по приходу судна в порт. Это значит, что время, потерянное в ожидании причала, включается в сталийное время (с момента вручения нотиса или с момента истечения льготного срока);

поставить судно к причалу для производства грузовых операций в порядке очереди. В этом случае начало сталийного времени наступает после постановки судна к причалу (при условии вручения нотиса о готовности судна к этому моменту);

поставить судно к причалу «в порядке 48 текущих часов». Это значит, что счет сталийного времени начнется как только подойдет очередь после вручения нотиса (в промежуток времени не более 48 ч после его вручения), независимо от того, истек или нет льготный период.

С момента исчисления сталии начинается сталийное время (время, в течение которого судно находится в распоряжении фрахтователя под грузовыми операциями). Продолжительность сталийного времени оговаривается в чартере по одному из вышепредставленных способов (специально оговорено; поддается исчислению; по обычаям порта). По истечении сталийного времени наступает контрсталия, т. е. простойное время (демередж). Число простойных дней (демереджа) оговаривается в чартере. Каждый простойный день фрахтователь оплачивает судовладельцу. Демередж—штраф, уплаченный судовладельцу за задержку судна сверх времени, предусмотренного чартером для погрузки или выгрузки. Сумма демереджа в денежном выражении зависит от оговоренной чартером ставки демереджа и времени простоя судна. Ставка демереджа, предусматриваемая чартером, может быть: за день простоя на все судно, за 1 per. т тоннажа судна брутто в день. Демередж распространяется на все простойное время, исчисляемое рядовыми днями, т. е. независимо от погоды, воскресных и праздничных дней. Итак, по своей юридической сущности демередж является неустойкой, уплачиваемой фрахтователем судовладельцу за задержку судна. Детеншен, или сверхконтрсталия,—задержка судна фрахтователем сверх числа дней, отнесенных в чартере на демередж, т. е. детеншен наступает после демереджа. При наступлении детеншена судовладелец вправе требовать возмещения не только фактических расходов по содержанию судна на простое, но и всех убытков, вызванных задержкой судна, упущенной выгоды, убытков от опоздания к последующему рейсу. В чартере иногда оговаривают размер повышенного штрафа за детеншен. Диспач—премия, уплачиваемая судовладельцем фрахтователю за сэкономленное при погрузке или выгрузке время. Судовладелец выплачивает фрахтователю диспач за недоиспользованное им сталийное время. Ставка диспача определяется чартером «за все сэкономленное время» либо «за все сэкономленное рабочее время» и, как правило, равна половине ставки демереджа. Реверсибл—счет, при котором окончательный расчет времени, использованного под погрузку и выгрузку, производится по портам погрузки и выгрузки вместе. Этот способ учета сталийного времени более выгоден для фрахтователей. Он дает им возможность компенсировать демередж в портах погрузки диспачем в портах выгрузки и наоборот. Существует два варианта расчета диспача или демереджа при условии реверсибл: когда сталийное время предусмотрено для погрузки и выгрузки общим числом дней, то для порта выгрузки сталийное время определяют путем вычета уже использованного сталийного времени в порту (портах) погрузки из общего числа сталийного времени, которое предусмотрено чартером для погрузки и выгрузки вместе. Сопоставление оставшегося сталийного времени для производства выгрузки с фактически затраченным на разгрузку дает возможность установить диспач или демередж; когда сталийное время для погрузки и выгрузки учитывают по нормам, которые неодинаковы для порта погрузки и выгрузки, то сталийное время рассчитывают отдельно для порта погрузки и для порта выгрузки. Затем сопоставляя, скажем, диспач по порту погрузки с демереджем по порту выгрузки, определяют итоговый результат использования общего сталийного времени (реверсибл). Сумму диспача или демереджа получают путем умножения времени диспача или демереджа на соответствующую ставку, предусмотренную чартером.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий