Оценить

Объем полномочий морского агента зависит от его правового статуса (портовый агент, генеральный агент, специальный агент) и от вида судоходства (трамповое, линейное, пассажирское), которое он обслуживает. В последние годы с появлением специализированных судов и оборудования (контейнеры, ролл-трейлеры, шасси) права и обязанности линейных агентов значительно расширились. Наличие большого количества оборудования повлекло за собой изменения и в организационной структуре судоходных и агентских компаний.

Потребовалось создание специализированных подразделений (отделы контроля парка оборудования), занимающихся приобретением парка оборудования — путем покупки, долгосрочной или краткосрочной аренды, страхованием оборудования, его ремонтом и содержанием в надлежащем техническом состоянии, хранением, транспортировкой внутри страны. Весьма значительно расширился круг третьих лиц, с которыми приходится иметь дело судовладельцу. Кроме традиционных партнеров (портовые власти, стивидорные, лоцманские и тальманские компании), агенты специализированного флота имеют дело с лизинговыми компаниями, контейнерными и трейлерными депо, железнодорожными и автотранспортными предприятиями, компаниями по ремонту оборудования и др. Существенно изменился характер взаимоотношений агента с принципалом и третьими лицами — агент стал больше заниматься предпринимательской деятельностью. Значительно расширились полномочия агента, например, при перевозке грузов по схеме «от двери до двери», заключении лизинговых контрактов по поручению судовладельца (обычно это контракты на краткосрочную аренду оборудования), страховании грузов, взимании различных штрафов за задержку и повреждение контейнеров, лихтеров, шасси, организации ремонта контейнеров и другого оборудования.

На морского агента возлагается:

1. Обязанность действовать строго в соответствии с полномочиями, полученными от принципала, проявляя при этом надлежащую заботу и умение с целью получения наибольшей пользы для принципала. Поручения и инструкции принципала могут быть конкретными, либо выражены в обшей форме, например, «осуществление обычных агентских функций». Отступать от данных ему полномочий, выходить за их пределы агент не вправе. В том случае, когда слепое выполнение инструкций является явно убыточным для принципала, агент, хотя и на свой страх и риск, но действуя исключительно в интересах принципала, может и отступить от данных ему указаний. В этом заключается одна из особенностей взаимоотношений агента и принципала, где суть этих отношений превалирует над буквой соглашения. По английскому праву морской агент, которому даны полномочия действовать по своему усмотрению, если он добросовестно исполняет свои обязанности, не будет нести ответственность за свои действия, даже если результаты их окажутся неблагоприятными для принципала. Как уже отмечалось, если агент действовал от имени принципала и в рамках данных ему полномочий и об этом известно принципалу и третьему лицу, агент не несет ответственности за результаты своих действий, поскольку он является всего лишь инструментом взаимодействия между принципалом и третьими лицами.

2. Быть лояльным по отношению к своему принципалу, т. е. не иметь коммерческих интересов, входящих в противоречие с интересами принципала. В связи с этим агент обязан сообщать принципалу о всех побочных доходах, вытекающих из сделок, совершенных им от имени принципала с третьими лицами, и своевременно переводить принципалу полученные доходы. В тех случаях, когда интересы агента входят в противоречие с интересами принципала, он обязан немедленно сообщить об этом последнему. Принципал в этом случае вправе расторгнуть агентское соглашение, потребовать компенсацию за нанесенный ущерб, либо потребовать от агента аннулировать сделку, которая вступает в конфликт с интересами принципала. Примерами таких сделок могут быть агентирование конкурентной линии, приобретение агентом стивидорной компании, обслуживающей суда принципала, и т. д. Агент обязан: держать деньги и имущество принципала отдельно от своих; предъявлять по требованию принципала или его уполномоченного все книги, счета и документы, относящиеся к делам принципала; переводить принципалу все денежные суммы, полученные агентом во время действия договора об агентировании.

3. Как правило, агент обязан лично выполнять возложенные на него функции. В большинстве национальных законодательств допускаются исключения из этого правила. По ГК РСФСР допускается передача полномочий представителем другому лицу, если к этому вынуждают обстоятельства, требующие защиты интересов принципала. По итальянскому праву уполномоченный не может назначить заместителя в выполнении полномочий, если он на то не получил разрешения. Английское право допускает назначение субагента в следующих случаях: если это оправдано торговыми обычаями или условиями кон- кретной сделки и не противоречит инструкциям принципала; если разумно предполагается, что намерением принципала и агента было работать при помощи субагента; если это необходимо ввиду сложившихся обстоятельств. Субагент, являясь представителем морского агента (чаще всего генерального), имеет договорные отношения с последним и получает от него свое агентское вознаграждение. В данном случае генеральный агент уже выступает в качестве принципала по отношению к субагенту. Иногда принципал-судовладелец сам уполномочивает своего генерального агента назначить субагента, оставляя за собой право поддерживать прямые деловые связи и финансовые расчеты с субагентом. Генеральному агенту остается только осуществлять общий надзор за работой субагента. Такого субагента в правовом отношении можно считать агентом принципала, который платит ему агентское вознаграждение. В проформе агентского соглашения, разработанной ВВО «Совфрахт», следующим образом определено право назначения субагентов: агент имеет право по предварительному соглашению с принципалом назначить субагентов в портах, где он не имеет своих отделений; агент несет полную юридическую и финансовую ответственность перед принципалом за деятельность субагентов; агент обязан сменить субагента в месячный срок после подачи принципалом соответствующего нотиса; агент имеет право по согласованию с принципалом расторгнуть договор с субагентом и открыть собственное отделение.

4. Указывать при подписании всех сделок, что он действует «в качестве агента». Морской агент работает, как правило, от имени и за счет принципала, что обычно выражается с помощью следующих записей в конце текста любой коммерческой сделки: «только как агент» (as agent only), «от имени» (for and on behalf). При наличии таких записей третье лицо, которое заключает контракт, знает, что работает с агентом, который лишь представляет своего принципала и не несет ответственности по тем сделкам, которые он подписывает от имени принципала. Можно даже сказать, что включение оговорки «только как агент» является не столько обязанностью, сколько правом морского агента. Дело в том, что по английскому праву агент может выступать от имени «открытого» и «неоткрытого» принципала. По договоренности с принципалом агент, заключая договор с третьими лицами, может выступать от своего имени, не раскрывая наличия принципала; может раскрыть наличие принципала, но не назвать его имени; выступать как представитель конкретного принципала. В первом случае третье лицо может предъявлять иск либо принципалу, либо его агенту, во втором и в третьем случае — только принципалу. Однако во всех трех случаях принципал имеет право предъявлять требования непосредственно к третьему лицу. Агент не несет ответственности перед третьими лицами, если открыто действует от имени судовладельца. Когда же агент выступает от своего имени, он несет персональную ответственность перед третьими лицами и они вправе требовать возмещения убытков непосредственно от агента.

5. Хранить в тайне информацию о коммерческой деятельности принципала конфиденциального характера. Эта обязанность сохраняется и после расторжения договора об агентировании.

6. Постоянно информировать принципала о всех изменениях на фрахтовом рынке, рынке портовых услуг, рынке бункерного топлива и рынке парка оборудования. Агент направляет принципалу все материалы, характеризующие изменение рынков, новые тарифы, правила и обычаи портов, конъюнктурные обзоры и т. д. Ответственность агентов по договору агентирования наступает тогда, когда морской агент нарушает свои договорные обязательства перед принципалом. Существует договорная ответственность агента за бездействие, превышение полномочий, невнимание, непредоставление информации, ошибки субагента, невыполнение поручений и другие договорные обязательства. Примерами несоблюдения агентом поручения, превышения им полномочий принципала являются: выписка агентом «чистых» коносаментов под гарантийное письмо грузоотправителя, без разрешения судовладельцем; подписание коносамента, в котором не вполне точная дата погрузки; внесение неточных данных или необычных пунктов в коносамент; несвоевременное получение фрахтовых платежей; невнесение в коносамент данных о погрузке груза на палубу и т. д. Во всех этих случаях агент несет ответственность перед принципалом как за прямые убытки, так и за упущенную выгоду. Кроме обязанностей по агентскому договору морской агент имеет и определенные права, основными из которых являются: право на агентское вознаграждение, право на возмещение расходов, право на денежный аванс, право на получение своевременной информации, необходимой агенту для надлежащего выполнения его функций. Этим правам соответствуют определенные обязанности судовладельца по договору агентирования, к которым можно отнести: своевременную и полную оплату агентского вознаграждения и возмещение всех расходов агента; информацию агента о всех новых контрактах и соглашениях, заключенных принципалом с третьими лицами, также об изменениях условий действующих контрактов с третьими лицами; своевременную информацию агента о всех изменениях расписания линейных грузовых и пассажирских судов, а также информацию о подходе трамповых судов; регулярное оповещение агента о всех новых судах, принятых на баланс судовладельца, об изменении структуры управления, о предполагаемом открытии новых и расширении действующих линий. Существует много рекомендаций и общих правил поведения агентов, разработанных портовыми, национальными и международными ассоциациями агентов и брокеров. Большинство из них направлены на защиту интересов агентов. Рассмотрим рекомендации ФОНАСБА. Они важны для регулирования взаимоотношений судовых агентов и их контрагентов в порту. Судовой агент несет ответственность перед принципалом при причинении последнему ущерба только в том случае, если принципал сумеет доказать, что ущерб причинен агентом преднамеренно или в результате небрежного выполнения им выданных ему указаний. Судовой агент не отвечает за негативные последствия, связанные с неправильной или несвоевременной работой почты, телеграфа, радио, а также со всевозможными неясностями. Кроме того, агент не отвечает за нарушение обычного хода выполняемых им дел, если это происходит по не зависящим от него обстоятельствам (последствия или опасность войны, восстания, забастовки, локауты, бойкот, саботаж, перегруженность порта и т. п.). Оказание судовым агентом услуг, не входящих в его компетенцию (стивидорных, экспедиторских и пр.), регулируется соответствующими местными правилами, разработанными компетентными профессиональными организациями. В случае противоречий между этими правилами и правилами, регламентирующими агентскую деятельность, предпочтение отдается тем, в которых содержатся условия, наиболее благоприятные для судового агента. Разработанные ФОНАСБА правила регулируют также взаимоотношения между судовладельцем и судовым агентом по ряду конкретных вопросов. В частности, судовой агент может требовать предоставления обеспечения в части уплаты причитающегося ему вознаграждения. При отсутствии необходимых гарантий он имеет право начислять на оплаченные из его средств расходы комиссионные в размере 1%, задерживать находящиеся в его распоряжении грузы или суммы, принадлежащие судовладельцу, в размере, не превышающем положенного ему гонорара, а также удерживать причитающиеся ему суммы из находящихся в его распоряжении средств судовладельца. Все расходы, связанные с переводом денег судовладельцу или от его имени третьим лицам, а также агенту, относятся на счет судовладельца. Судовой агент не отвечает за убытки вследствие курсовой разницы. Довольно полное определение традиционных обязанностей морского агента, отвечающее практике современного морского судоходства и интересам советских судовладельцев, содержится в проформе агентского соглашения ВВО «Совфрахт».

От агента требуется:

  • принимать все возможные меры для быстрейшей обработки судов и своевременного оформления необходимых грузовых документов;
  • нанимать стивидоров, если погрузка-выгрузка является обязанностью судовладельца;
  • инкассировать фрахтовые и другие платежи и переводить их судовладельцам в максимально короткий срок;
  • выполнять все формальности, связанные с заходом и выходом судов из порта;
  • оплачивать дисбурсментские расходы за счет судовладельцев;
  • принимать в интересах судовладельцев меры к урегулированию претензий;
  • составлять таймшиты, обеспечивая их подписание представителями отправителей или получателей грузов;
  • оказывать судну (в соответствии с инструкциями судовладельца, выдаваемыми в каждом отдельном случае, или по просьбе капитана) следующие услуги: организовывать снабжение бункером, техническими материалами, провизией, а при необходимости — медицинское обслуживание членов экипажа;
  • обеспечивать предоставление тальманов и лебедчиков, организовывать сверхурочные работы и работу в воскресные и праздничные дни стивидоров, а также ремонт судна, информируя судовладельца или его представителя о стоимости этих работ;
  • помогать капитану во время приемки судна в тайм-чартер и обратной сдачи его судовладельцу;
  • использовать по указанию судовладельца залоговое право для обеспечения причитающихся ему платежей;
  • выполнять другие поручения, связанные с обеспечением интересов судна и его обслуживанием.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий