В 1970 г. в Лондоне основан клуб страхования ответственности морских агентов (International shipbrokers and agent „P" and „I" club Limited). Клуб работает на основе взаимного страхования его членов, без прибыли и в интересах благополучия его членов. Услуги, которые клуб оказывает своим членам, делятся на защиту их интересов (protection) и возмещение потерь (indemnity). К делам защиты относятся консультации и правовая помощь агентам во всех крупных портах мира, где находятся филиалы клуба, оплата дисбурсментских расходов, если агент не имеет обеспеченного аванса от судовладельца. К делам возмещения относится покрытие ущерба морского агента от оплаты им претензий в случае ошибок, упущений, либо превышения полномочий служащими агентской компании.
Возмещение может также распространяться на покрытие штрафов за загрязнение моря, нанесение повреждений портовому оборудованию судном, агентируемым застрахованным агентом. Агент может также потребовать возмещения ему агентского вознаграждения в случае гибели судна. Все агенты — члены клуба имеют одинаковые права и оплачивают годовой взнос, сумма которого ежегодно корректируется. § 8. Агентское вознаграждение Доходы морского агента формируются на базе трех основных видов его деятельности: агентирование, брокерские операции и предпринимательство. В структуре доходов агентской компании, как в зеркале, отражается вся производственно-финансовая деятельность морского агента. Наглядно видно, какой из видов деятельности превалирует, какой играет второстепенную роль. Агентское вознаграждение (agency fee). За выполнение обычных функций морского представительства и оказания помощи судовладельцу и капитану судна в пользу морского агента взимается агентское вознаграждение. Это — вознаграждение агенту за обслуживание (агентирование) судна в порту, т. е. за выполнение агентом обычных функций представительства интересов судовладельца и оказание помощи капитану судна в порту. Агентское вознаграждение уплачивается в основном за услуги агента в трамповом судоходстве. В линейном судоходстве агентское вознаграждение в этом виде оплачивается судовладельцем в двух случаях: если по закону либо обычаям страны оплата агентского вознаграждения является обязательной для всех видов судоходства; если линейные суда заняты перевозкой грузов двусторонней торговли, а агент не участвует в брокерских операциях по привлечению грузов и соответственно не получает за это фрахтовую комиссию. Вплоть до начала XX в. размер агентского вознаграждения произвольно согласовывался между агентом и принципалом. В настоящее время в большинстве портов мира имеются тарифы агентского вознаграждения. Часто они носят рекомендательный характер, поэтому конкретно размер вознаграждения определяется в результате соглашения между судовладельцем и агентом. Во многих портах тарифы являются обязательными и агент не имеет права ради расширения своей клиентуры соглашаться на вознаграждение ниже оговоренного в тарифе. Одним из первых таких тарифов на оплату услуг морских агентов был тариф, утвержденный в 1918г. Британской палатой судоходства (scales of minimum agency charges). Основные принципы построения этого тарифа были впоследствии приняты большинством стран. Суть этих принципов состоит в следующем. Тариф применяется только для оплаты услуг агента по портовому агентированию судов. Оплата посреднических (брокерских) услуг производится по договоренности между судовладельцем и агентом. Тариф содержит минимальный размер агентского вознаграждения. Агент не имеет права получать от принципала вознаграждение в меньшей сумме, чем предписано тарифом. Ряд услуг агента, которые не включены в агентское вознаграждение — так называемые дополнительные расходы агента (agent’s out of pocket expenses),—оплачиваются судовладельцем отдельно. К ним относятся: почтово-телеграфные расходы агента; сверхурочные персонала агентской компании, занятого обслуживанием судна; банковский сбор при переводе фрахта судовладельцу; командировочные расходы агента по заданию принципала и др. Агент имеет право на дополнительное вознаграждение за оказание услуг судовладельцу в случае объявления им общей аварии, за ведение претензионной работы, за оформление судовых сертификатов и другие услуги. Размер такого вознаграждения обычно устанавливается по договоренности между сторонами агентского соглашения. Агентское вознаграждение принято взыскивать за каждый судозаход в порт. Его размер определяется по шкале, построенной на базе регистрового тоннажа либо дедвейта судна. Для судов, заходящих в порт под грузовые операции, установлен максимальный размер вознаграждения. Размер агентского вознаграждения зависит от рода грузов: навалочные, насыпные, наливные, генеральные. Судам, заходящим в порт для замены команды, бункеровки, получения других видов снабжения либо мелкого ремонта, установлен пониженный уровень вознаграждений — как правило, 50%. При выполнении функций предохранительного характера (протектинг- агент) ему следует 50% агентского вознаграждения, в то время, как основной агент судна (чаще всего в этих случаях назначенный фрахтователем) получает положенное ему 100% вознаграждение. Брокерская комиссия. За выполнение функций посредничества по заключению фрахтовых сделок, т. е. за брокерскую деятельность, агент получает брокерскую (фрахтовую) комиссию. Как правило, брокерская комиссия начисляется в виде определенного процента от суммы фрахта. Брокерские операции в трамповом судоходстве обычно осуществляют специализированные брокерские фирмы. Многие крупные агентские компании имеют в своем штате брокерские отделы, которые специализируются на заключении фрахтовых сделок в трамповом судоходстве. В линейном судоходстве брокерские функции выполняют линейные агенты судовладельца. Агентская линейная комиссия является платой агенту за его брокерскую деятельность, т. е. привлечение грузов, а также за выполнение агентом представительских функций в порту. Такое положение имеет место в том случае, если агент в соответствии с местными правилами не получает агентское вознаграждение за агентирование линейных судов. Размер и порядок оплаты фрахтовой комиссии оговаривается в агентском соглашении или аддендуме к нему. Расчет фрахтовой комиссии производится на базе нетто-фрахта. Последний определяется путем вычета из общей суммы брутто-фрахта всех скидок, а также налога на фрахт, буксировочной и экспедиторской комиссии и всех других расходов судовладельца, оплачиваемых из фрахтовой выручки. Размер агентской фрахтовой комиссии зависит от степени участия агента в резервировании груза. Максимальный размер комиссии оплачивается за груз, зарезервированный агентом и погруженный с помощью агента. Размер комиссии снижается, если агент лишь только содействовал резервированию груза, сделанного другим агентом, либо непосредственно принципалом. Минимальный размер комиссии устанавливается за груз, погруженный с помощью агента, в случае, если агент не принимал участия в его резервировании. Зачастую агент вынужден выделять часть агентской фрахтовой комиссии тем субагентам либо другим агентам линии, которые помогли ему забронировать грузы. В практике линейного судоходства применяются также другие виды брокерской комиссии. Экспедиторская комиссия (forwarding commission) является разновидностью брокерской комиссии, которую судовладелец выплачивает агентам-экспедиторам за предъявление к перевозке линейных грузов своих грузоотправителей. Ее уровень обычно регулируется тарифом линии. Многие крупные линейные судовладельцы создают в крупных индустриальных центрах, т. е. в местах зарождения грузопотоков, специализированные брокерские компании. Они обеспечивают привлечение грузов на линейные суда (inland agent, booking office). Судовладелец уплачивает этим компаниям комиссионное вознаграждение (booking commission) за привлеченные грузы. В отличие от линейного рынка, где уровень брокерской комиссии определяется агентским соглашением и тарифом линии, на рынке трампового судоходства фрахтовая комиссия (brokerage) определяется по договоренности между принципалом и брокером, который участвовал в заключении сделки. Размер комиссии и имя брокера, которому она причитается, оговариваются в чартерах. Условия чартеров о брокерской комиссии предусматривают отчисление комиссионных не только с суммы фрахта, но также с мертвого фрахта и демереджа. В некоторых случаях размер брокерской комиссии устанавливается в виде определенной денежной суммы. Большинство брокеров страхуют причитающуюся им комиссию на случай гибели судна либо невыполнения чартерного рейса. Размер брокерской комиссии по трамповым перевозкам колеблется от 0, 25 до 2, 5% от брутто фрахта. Отфрахтование советских судов под грузы иностранных фрахтователей (ГИФ) и фрахтование иностранных судов под грузы советской внешней торговли осуществляется через ВВО «Совфрахт». Если в заключении фрахтовой сделки участвует несколько зарубежных брокеров, каждый из них имеет право на брокерскую комиссию. Некоторые фрахтователи стремятся включить в чартер условия об «адресной комиссии» — комиссионном вознаграждении фрахтователю за предоставление работы перевозчику. Это означает снижение размера суммы фрахта. Судовладельцы неохотно идут на это условие. Агент может выступать в роли брокера при заключении контрактов на куплю-продажу судов, строительство, ремонт и переоборудование судов и т. п. В этих случаях, как правило, комиссионное вознаграждение платит продавец судна или судоверфь, т. е. сторона, которая получит работу. Общепринято, что агент не имеет права на получение брокерской комиссии в следующих случаях: если он заключил договор, не имея на то полномочии, и судовладелец не принял этот договор; если принципал не получал никакой выгоды от заключенной сделки из-за небрежности агента либо сознательного нарушения им своих обязательств по сделке. Вознаграждение за предпринимательскую деятельность. Кроме выполнения своих основных функций по агентированию судов и при- влечению грузов, многие агентские компании занимаются также предпринимательской деятельностью, т. е. ведут коммерческие операции: экспедирование грузов, рекламную работу, стивидорные и другие операции. Масштабы предпринимательской деятельности морских агентов имеют тенденцию к расширению. Соответственно увеличивается удельный вес доходов, получаемых агентом от этого вида деятельности.