Загрузка...

В/О «Совфрахт» выступает на внешнем рынке в качестве брокерской организации, представляющей, с одной стороны, интересы советских фрахтователей (внешнеторговых объединений МВТ), а с другой — интересы советских судовладельцев (морских пароходств). Фрахтователь, желая зафрахтовать тоннаж, должен выдать своему брокеру поручение на фрахтование—так называемый фрахтовый ордер. Ордер содержит: название и количество подлежащего к перевозке груза, сроки отгрузки, условия погрузки-выгрузки, порты отправления и назначения, ссылку на желательную форму чартера и другие необходимые реквизиты. Поручения фрахтователя на фрахтование тоннажа могут давать твердые полномочия брокеру либо условные. В зависимости от этого фрахтовые ордера разделяются на твердые ордера (firm order) и вызов предложения тоннажа. Твердый ордер — поручение брокеру, наделяющее его безусловными полномочиями в совершении сделки по фрахтованию тоннажа. Если фрахтовка совершена на условиях, указанных в твердом ордере, и в течение времени, на которое твердый ордер выдан, то заключенная сделка не нуждается в дальнейшем одобрении со стороны, давшей поручение организации.
Вызов предложения тоннажа находит применение, когда грузоотправитель выдает ордер с целью прощупать рынок, вызвать предложение тоннажа. Грузовладелец, рассмотрев предложения тоннажа, дает окончательное указание брокеру, принимает ли он предложение, и в положительном случае выдает твердые полномочия брокеру на фрахтовку предложенного тоннажа.
Фрахтовые ордера подвергаются в ходе сделки технической и коммерческой обработке. Техническая обработка фрахтового ордера сводится к уточнению всяких неясных в нем деталей. В процессе же коммерческой обработки фрахтового ордера вырабатывается конкретная тактика фрахтующей организации с учетом обстановки на рынке. Схема отношений по фрахтованию сводится к следующему: грузоотправитель (грузополучатель) выдает ордер фрахтовой организации; фрахтовая организация, после технической и коммерческой обработки ордера, обращается с ним к брокеру; от брокера ордер следует к судовладельцу. Причем ордер не меняется и передается почти дословно; ответом судовладельца на фрахтовый ордер является оферта. Однако часто и по возможности с целью упрощения работы по фрахтованию тоннажа фрахтовые организации имеют дело непосредственно с судовладельцами, минуя брокеров. В оферте судовладелец указывает: название судна и его тоннаж, предполагаемую дату готовности, норму погрузки-выгрузки, порты отправления/назначения, фрахтовую ставку, размер брокерской комиссии, желательную форму договора (чартера), срок для ответа и др.
Ответ судовладельца на фрахтовый ордер (оферта) по форме может быть твердым предложением (твердой офертой) и условным предложением. Если грузоотправитель (грузополучатель), получивший твердую оферту (твердое предложение судовладельца), акцептовал его, т. е. согласился с условиями данного предложения, и сообщил о своем согласии в течение времени действия данной твердой оферты, то сделка по фрахтованию считается свершившейся. Освобождение от обязанностей перед грузоотправителем (грузополучателем) по твердой оферте наступает лишь при пропуске времени для ответа, определенного твердой офертой, и несогласии грузоотправителя (грузополучателя) с любым из условий твердой оферты. Оферта судовладельца в форме твердого предложения означает для стороны, получившей ее, реальную возможность заключить сделку. Однако в практике фрахтования акцепт первой оферте — редкий случай. Если структура оферты садовладельца приемлема, но есть некоторые расхождения (неприемлемость количества груза, размера марджина и т. п.), то сторона, получившая ее, принимает условия оферты за основу, выставляя со своей стороны контроферту. В контроферте указывается, что оферта принимается, но с некоторыми изменениями, которые перечисляются. Действие контроферты определяется временем, в течение которого сторона, подавшая контроферту, остается связанной с обязательствами стороны, подавшей оферта. Брокер, кроме осуществления квалифицированных оферт и контроферт, в ходе совершения сделки стремится сблизить точки зрения сторон (судовладельца и грузоотправителя/грузополучателя). В форме условного предложения оферту применяют в случаях, когда судовладелец одновременно ведет переговоры с несколькими фрахтователями с целью ускорения сделки и обеспечения наиболее выгодных для себя условий. Оферта судовладельца есть всего лишь предпосылка к заключению сделки, но не есть реальная возможность ее свершения. Условные оферты могут быть разных категорий. Одна из категорий условного предложения заключается в том, что судовладелец ведет переговоры с одним грузоотправителем (грузополучателем), сделав ему твердое предложение на данный период, и одновременно — с другим грузоотправителем (грузополучателем), сделав ему предложение на это же самое судно и на то же самое время, но лишь условно (свободная оферта). В этом случае, по истечении срока твердого предложения и отсутствия акцепта твердой оферты, условное предложение механически становится твердым
предложением. Другой категорией условной оферты является твердое предложение, но сделанное при каком-то условии — например при условии, что будут одобрены условия чартера, которые другая сторона не знает или будет заблаговременно одобрен план судна, который не выслан другой стороне и т. д.
Особое место в фрахтовании занимает система стемов, нашедшая широкое развитие при перевозке руды, угля и других массовых навалочных грузов, когда в качестве фрахтователя выступает не грузоотправитель, а грузополучатель покупатель). Однако грузополучатель не может зафрахтовать тоннаж, предварительно не согласовав с продавцом готовность конкретного количества груза к определенному времени. В этом случае фрахтователь (грузополучатель/покупатель) обусловливает действительность сделки по фрахтованию тоннажа подтверждением грузоотправителя (subject stem) в отношении размера и позиции судна. Грузоотправитель (продавец), получив запрос грузополучателя (фрахтователя) о возможности принятия судна, сам вынужден обращаться к своему поставщику груза. И если в ходе этого выяснится отсутствие затребованного груза наличия других судов или нехватки товара, то фрахтователь доводит до сведения судовладельца в течение обусловленного срока, что стем отклоняется. После этого стороны освобождаются от взаимных обязательств. Однако за судовладельцем остается право потребовать от фрахтователя объявления стема на ближайшую дату.
Итак, заключение сделки в самых благоприятных обстоятельствах сводится к принятию в должный срок без всяких оговорок оферты судовладельца. Однако большей частью оферта судовладельца встречается контрофертой фрахтователя. В ходе переговоров разногласия сторон сближаются, пока не кончаются принятием предложения одной из сторон. Но на любой стадии переговоров непринятие оферты или контроферты в обусловленный срок дает право другой стороне прекратить переговоры.
Принятие предложения называется акцептом, который может быть только безусловным.
После того как переговоры между сторонами закончены и судно подтверждено, брокер составляет чартер и посылает его на подпись судовладельцу и грузоотправителю/грузополучателю или их агентам. С момента подписания чартера сторона, предоставляющая по договору средства морской перевозки, будет называться фрахтовщиком, а сторона, заключившая с перевозчиком договор морской перевозки,— фрахтователем.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий