Подписанию договора морской перевозки груза обычно предшествует заключение торгового контракта между продавцом и покупателем, в котором определены условия, предусматривающие, в частности, круг обязанностей, рисков и расходов по морской перевозке груза, которые возлагаются на продавца либо покупателя. В этой связи практика международной торговли выработала ряд стандартных условии, которые приведены в Международных правилах толкования торговых терминов — ИНКОТЕРМС (от англ INCOTERMS — International Commerce Terms), издаваемом Международной торговой палатой Впервые Правила были опубликованы в 1936 г. Дополнения и изменения вносились затем в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 1999 гг с целью приведения правил в соответствие с текущей международной торговой практикой Последняя редакция Правил (публикация Международной торговой палаты 1999 г №560) носит название ИНКОТЕРМС -2000. Наиболее часто в процессе морской перевозки применяются следующие условия:
1. FAS (FREE ALONGSIDE SHIP) – СВОБОДНО ВДОЛЬ БОРТА СУДНА (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА ОТГРУЗКИ).
Условие ФАС предусматривает, что продавец освобождается (free) от дальнейших расходов, рисков и обязанностей, доставив груз к борту прибывшего под погрузку судна (alongside ship) так близко, что позволяет без каких-либо дополнительных перемещений поднять и погрузить доставленный груз при помощи кранов либо грузовых стрел.
По условиям ФАС на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. (В этом ИН-КОТЕРМС-2000 отличаются от предыдущих редакций, возлагавших указанную обязанность на покупателя). Однако, если стороны пожелают, чтобы такую обязанность взял на себя покупатель, это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.
Момент подачи груза к борту судна определяет переход груза в собственность покупателя.
Таким образом, перевозку груза обеспечивает покупатель.
2. FOB (FREE ON BOARD) – СВОБОДНО НА БОРТУ (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА ОТГРУЗКИ).
Условие ФОБ означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента перехода товара через релинги (поручни) судна в порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям ФОБ на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его экспорта.
Когда груз подан на борт судна, его укладка (stowage) и выравнивание или штивка (treeming) производятся уже за счет покупателя. Хотя в практике встречаются такие разновидности условия ФОБ, как «f.o.b. stowed* ; «f.o.b. treemed», предусматривающие, что вышеуказанные операции будут производиться за счет продавца.
Таким образом, продавец доставляет груз в согласованный с покупателем порт отправления, обеспечивает оформление и погрузку груза на борт судна, оплачивает таможенные пошлины, налоги и сборы.
3. CIF (COST, INSURANCE, FREIGHT) – СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ И ФРАХТ (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ).
Условие СИФ означа несет расходы по доставке груза в порт отправления, погрузке судна, перевозке груза морем до обусловленного покупателем порта назначения и страхованию груза. Продавец несет риски, которым может подвергнуться груз, до момента его фактической погрузки на судно.
Покупатель становится владельцем груза с даты, на которую выписан коносамент, и принимает на себя риски, связанные с грузом, во время перевозки морем.
4. CFR (COST FREIGHT) – СТОИМОСТЬ И ФРАХТ (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ).
Это условие является разновидностью СИФ с той лишь разницей, что продавец не несет расходов по страхованию груза на время его перевозки.
5. DES (DELIVERED EX SHIP) – ПОСТАВКА С СУДНА (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ).
Означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента предоставления неочищенного от таможенных пошлин при ввозе товара в распоряжение покупателя в согласованном порту назначения. Все расходы и риски по доставке товара в согласованный порт назначения несет продавец.
6. DEQ (DELIVERED EX QUAY) – ПОСТАВКА С ПРИЧАЛА (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ).
Означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента предоставления очищенного от таможенных пошлин при ввозе товара в распоряжение покупателя на причале в согласованном порту назначения. Все расходы и риски, связанные с перевозкой и выгрузкой груза на причал, несет продавец. На покупателя возлагается обязанность по таможенной очистке товара для импорта и уплате налогов, пошлин и других сборов при импорте. Однако, если стороны пожелают, чтобы такую обязанность взял на себя продавец, это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи.