Оценить

В феврале 2006 года Международная организация труда подав­ляющим большинством голосов приняла новый трудовой стандарт в сфере морского судоходства. Новая Конвенция 2006 года о труде в морском транспорте была принята 304 голосами при отсутствии го­лосов «против» и четырех воздержавшихся на сессии Международ­ной конференции труда по морскому трудовому праву (Женева, 7—23 февраля с.г.).

Конвенция была провозглашена Биллем о правах моряков и «четвертым столпом» законодательства морского судоходства наряду с основополагающими конвенциями ИМО — Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (International Convention for the Safety of Life at Sea — SOLAS), Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (Standards of Training, Certification and Watchkeeping Conven­tion — STCW) и Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships — MARPOL).

Она состоит из пяти частей, где рассматриваются следующие вопросы:

  • минимальные требования к морякам на борту судна;
  • условия найма;
  • жилые помещения, условия для отдыха, обслуживание и питание; охрана здоровья и социальное обеспечение, медицинское и бытовое обслуживание;
  • выполнение требований и мониторинг за выполнением.

Новая конвенция призвана содействовать соблюдению капита­нами и владельцами судов на всех уровнях норм и стандартов труда.

Речь идет, в том числе, о процедуре подачи моряками на суше и на море жалоб на действия владельцев и капитанов судов, связанные с условиями на этих судах, с юрисдикцией государств флага, а также с осуществлением контроля над вверенными им судами.

Конвенция устанавливает минимальные требования к морякам, работающим на судне, а также определяет требования к условиям их занятости — продолжительности рабочего дня и отдыха, прожи­ванию, местам отдыха, питанию, медицинским и услугам и социаль­ной защите.

Одно из новшеств конвенции — ее форма и структура, сочета­ющая обязательные для выполнения юридические нормы с ре­комендациями. Эта особенность существенно отличает новый ин­струмент от традиционных конвенций МОТ. Процедура внесения изменений в новую конвенцию отличается оперативностью. Крайне важно, что новая конвенция устанавливает систему сертификации условий труда моряков.

В соответствии с новым стандартом суда более 500 GT (gross ton — длинная или английская тонна, 1016 кг), осуществляющие международные рейсы или рейсы между заграничными портами, обязаны иметь на борту Морской трудовой сертификат (Maritime Labour Certificate) и Декларацию соответствия морским трудовым стандартам (Declaration of Maritime Labour Compliance). В де­кларацию на постоянной основе вносятся планы и меры владельцев судов по выполнению соответствующих национальных зако­нодательных и нормативных актов, принятых во исполнение новой конвенции МОТ.

На капитанов, в свою очередь, возлагается обязанность непо­средственно осуществлять заявленные судовладельцами меры, а также тщательно документировать все действия, направленные на соблюдение новой конвенции. Государства флага должны анализи­ровать заявленные судовладельцами меры, контролировать и реги­стрировать их осуществление. Таким образом, создаются рычаги воздействия на тех судовладельцев, которые не соблюдают закон, и освобождаются от давления те, кто закон соблюдает.

Среди других новшеств конвенции — ускоренная процедура внесения изменений в технические требования в соответствии с по­требностями сектора; процедура представления моряками жалоб на суше и на море, призванная по возможности ускорить их рассмотрение; увязывание системы подачи жалоб и инспекции с прекрасно налаженной в МОТ системой контроля за исполнением норм и стандартов; положение о том, что в случае делегирования государством флага отдельных функций инспекции и исполнения конвенции уполномоченной организации (например, классификационному обществу) такая организация должна будет отвечать требованиям независимости и профессиональной компетенции; наконец, подход к охране труда на основе новых принципов управления.

Новая конвенция объединяет и приводит в соответствие с тре­бованиями сегодняшнего дня положения 68 действующих конвенций и рекомендаций МОТ в области морского трудового права, начиная с 1920 года. Государства, не ратифицировавшие новую конвенцию, должны будут по-прежнему выполнять положения более ранних конвенций, к которым они присоединились. При этом более ранние конвенции будут закрыты для дальнейшей ратификации.

Разработчики новой конвенции предприняли немало усилий для того, чтобы обеспечить оптимальное сочетание твердых требований и гибких подходов с тем, чтобы сделать положения нового инструмента максимально приемлемыми для всех стран, занятых в судоходстве.

Новая конвенция МОТ вступит в силу после ратификации ее 30 государствами — членами МОТ, тоннаж судов которых составляет, по меньшей мере, 33 процента от валового мирового тоннажа.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий