Международная организация труда (МОТ) — специализированное учреждение ООН, одна из крупнейших современных международных организаций. Согласно уставу, целью МОТ является достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости и улучшения существующих условий труда». МОТ считает, что это может быть достигнуто регламентацией рабочего времени, регламентацией набора рабочей силы путем борьбы с безработицей, а также установлением гарантий заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни.
Гибель морских судов, влекущая за собой человеческие жертвы, загрязнение морской среды, а также имущественные убытки, — реальность сегодняшнего времени.
Учитывая большую озабоченность международного сообщества состоянием безопасности на море и предотвращением загрязнения окружающей среды, МОТ в 1976 году приняла Конвенцию о минимальных нормах на торговых судах (№№147). Эта Конвенция применяется ко всем судам, эксплуатируемым в любых коммерческих целях, вошла в силу с ноября 1981 года и направлена на вывод из эксплуатации субстандартных судов.
Главные цели Конвенции:
- * повышение безопасности на море,
- * усиление мер по защите морской среды,
- * защита интересов моряков по вопросам здравоохранения,
- * обеспечение соответствующих условий работы на судах,
- * защита прав профсоюзов.
Для достижения этих целей Конвенция МОТ №147 путем установления минимальных норм регламентирует:
— возраст моряков,
— медицинское освидетельствование экипажей судов,
— трудовой договор моряка с судовладельцем,
— продолжительность рабочего времени и численность экипажа,
— профессиональную подготовку и компетентность рядового состава моряков,
— свидетельства о квалификации лиц командного состава,
— питание и столовое обслуживание на борту судна,
— помещения для экипажа,
— меры по предотвращению профессионального травматизма на судах,
— пособия членам экипажей в случае их болезни или травмы,
— репатриацию моряков,
— право моряков на коллективную защиту их интересов. Согласно положениям Конвенции №147 государство, ратифицировавшее ее, может провести инспекцию любого иностранного судна, находящегося в его порту, независимо от того, ратифицировало государство флага Конвенцию №147 или нет.
Инспекция может быть проведена государством порта, когда имеется доказательство, что судно не соответствует минимальным нормам Конвенции МОТ, или когда получена жалоба от члена экипажа или любого другого лица или организации, заинтересованных в безопасности судна и благополучии его экипажа. На основании доказательства или жалобы государство порта может подготовить доклад правительству государства флага и в копии — генеральному директору Международного бюро труда.
Кроме того, государство порта может предпринять действия, включая задержание, для устранения любых условий на борту, которые представляют явную угрозу для безопасности или здоровья, даже если судно зарегистрировано в стране, которая не ратифицировала Конвенцию. Предпринимая такие действия, государство порта уведомляет ближайшего морского, консульского или дипломатического представителя государства флага и, если возможно, обеспечивает присутствие такого представителя. Оно не проводит необоснованного задержания судна и не ставит необоснованных препятствий к выходу судна в море.
Полное и эффективное применение норм, предписанных Конвенцией №147, является обязанностью страны, флаг которой несет судно.
В случае если государство порта имеет национальное законодательство, специально применимое к судам под иностранным флагом, и нормы этого законодательства выше, чем требования отдельного положения или положений Конвенции №147, инспектор должен руководствоваться национальными правилами.