Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
5/5 - (1 голос)

Прилежащая зона (contiguous zone, adjacent zone) — морской пояс, примыкающий к территориальным водам прибрежного государства, установленный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. шириной не более 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, и в котором прибрежное государство осуществляет определенные виды контроля.

Ст. 24 Женевской Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. регламентирует правовой режим прилежащей зоны следующим образом:

1. В зоне открытого моря, прилежащей к территориальному морю, прибрежное государство может осуществлять контроль необходимый:
а) для недопущения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил в пределах его территории или территориального моря;
б) для наказания за нарушение вышеупомянутых правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря;
2. Прилежащая зона не может распространяться за пределы 12 миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря.
3. Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если не достигнуто соглашение об ином, распространять свою прилежащую зону за срединную линию, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряются территориальные моря этих двух государств.
Конвенция 1982 г. подтвердила правовой режим прилежащей зоны, установленной Женевской Конвенцией 1958 г., однако внесла существенное изменение — в два раза расширила ее пределы, установив максимально допустимую ширину в 24 мили.
В отличие от территориального моря в прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять лишь ограниченный перечень видов контроля. Таким образом, отличительная особенность прилежащей зоны состоит в том, что права прибрежного государства здесь характеризуются строго целевым назначением и сводятся к контролю, имеющему двоякое назначение: во-первых, он осуществляется для предотвращения нарушений определенных правил в пределах территории или территориального моря прибрежного государства и, во-вторых, для наказания за совершенные нарушения указанных правил.

Второй важный элемент Конвенции 1982 г. по сравнению с Конвенцией 1958 г. — нет определения прилежащей зоны как части открытого моря. В Конвенции 1982 г. это положение опущено.
Практика установления прибрежными государствами особого режима в районах открытого моря, непосредственно прилежащих к внешним границам их территориальных вод, известна достаточно давно. Так, впервые Англия установила таможенную зону в 1736 г. Впоследствии в 1764,1802, 1825, 1853 гг. были приняты ряд законов о так называемых лавирующих судах («Hovering Acts»). Эти законы были унифицированы Таможенным актом 1876 r.(«Custom Consolidation Act»).
В 1799 г. таможенную зону шириной в 12 миль установили США, в 1817 г. Франция, в 1822 г. Бельгия; зоны фискального контроля были введены Аргентиной, Сальвадором, Чили и Эквадором. В 1909 г. Россия установила 12-мильную таможенную зону, что вызвало протесты со стороны Великобритании и Японии.
В соответствии с Законом РФ « О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. прилежащая зона РФ — морской пояс, расположенный за пределами территориального моря и прилегающий к нему, внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
В прилежащей зоне РФ осуществляет контроль, необходимый для:
предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, действующими на территории РФ, включая территориальное море;
наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на территории РФ, включая территориальное море.
Таким образом, положения российского закона не расходятся с Конвенцией 1982 г.
Международной практике известны санитарные зоны. В особенности такой вид зон характерен для арабских стран. Фискальная и иммиграционная зоны установлены Индией.

Помимо названных зон ряд государств установили другие их виды, в частности, зоны уголовной юрисдикции, зоны нейтралитета, зоны предотвращения загрязнения и т.д.
Так, зоны безопасности установили Бирма, Вьетнам, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан и др.
Если до вступления в силу Конвенции 1982 г. установление таких зон, не обозначенных в конвенционных положениях, возражений не вызывало, то сейчас установление прибрежными государствами иных прилежащих зон, чем санитарная, фискальная, таможенная и иммиграционная является с точки зрения международного права неправомерным.
В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять право преследования «по горячим следам». Однако согласно ст. 111 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. такое преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона. Аналогичное положение содержит Закон РФ « О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», устанавливающий, что в прилежащей зоне РФ принимает меры, необходимые для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях), в соответствии с российским законодательством и нормами международного права.
В настоящее время 55 государств установили прилежащую зону шириной 24 морских мили и менее. Только Сирия объявила прилежащую зону более 24 морских миль (41 морская миля).

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий