Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

Под «загрязнением» понимается «введение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, влекущие такие вредные последствия, как ущерб живым ресурсам, опасность для здоровья людей, помехи морской деятельности, включая рыболовство, ухудшение качества морской воды и уменьшение ее полезных свойств». Это определение в 1969 г. было сформулировано Объединенной группой экспертов по научным аспектам загрязнения моря (ГЕСАМП).Впоследствии оно с некоторыми изменениями нашло отражение в ряде международных договоров в области защиты морской среды. Загрязняющие вещества принято классифицировать по их физическим и химическим свойствам. Можно выделить следующие категории загрязнителей: галогенные углеводороды; нефть и ее производные; другие органические химические вещества; пищевые химические вещества (в том числе пищевые вещества в сточных водах и в отходах сельского хозяйства); неорганические химические вещества (в частности—тяжелые металлы); радиоактивные вещества; термальные отходы. Источники загрязнения можно в зависимости от характера деятельности подразделить на следующие категории: сброс коммунальных сточных вод; сброс промышленных и сельскохозяйственных отходов; преднамеренные сбросы загрязнителей, образующихся на судах; деятельность по разведке и разработке полезных ископаемых на морском дне; захоронение радиоактивных отходов, образующихся при использовании ядерной энергии в мирных целях; использование океанов в военных целях. Важную роль играет определение причин, вызывающих загрязнение морской среды. Применительно к судоходству можно говорить об эксплуатационных сбросах, загрязнении в результате аварий и захоронении отходов в море. Эксплуатационное загрязнение связано с нормальной эксплуатацией различных механизмов, в результате которой происходит автоматический выброс загрязняющих веществ. Сюда входят преднамеренные сбросы образующиеся в процессе эксплуатации судна отходов, например, очистка грузовых танков и т. п. Для устранения или уменьшения таких сбросов устанавливаются нормы и стандарты, относящиеся к конструкции и оборудованию судов, а также санкции к виновным лицам за преднамеренные сбросы, не вызываемые необходимостью. Аварийное (случайное) загрязнение, как правило, вызывается различными инцидентами, которые невозможно запретить. Например, из-за столкновения, посадки на мель, выброса при бурении на шельфе и т. п. Предпринимаются меры по недопущению таких инцидентов или уменьшению связанных с ними вредных последствий. Для этого предусматривается установление соответствующих стандартов конструкции и оборудования судов, необходимых требований к квалификации членов экипажа, а также принятие мер для быстрого устранения и ликвидации последствий аварийного загрязнения. Захоронение отходов в море в настоящее время касается лишь запрещения сбросов наиболее опасных отходов и правовой регламентации удаления в море других отходов. Полное же запрещение захоронения всех отходов в море или их полная переработка пока невозможны. Существуют основные способы регулирования защиты морской среды: а) «полное запрещение» означает, что данное загрязняющее вещество не может сбрасываться в море ни при каких обстоятельствах или запрет самой деятельности, ведущей к такому сбросу; б) «стандарты сброса» устанавливают максимально допустимый выброс загрязняющего вещества из данного источника в морские воды; в) «технологические стандарты» означают нормы, относящиеся к эксплуатационным характеристикам и конструкции технических средств, используемых для выброса загрязняющих веществ в море, или операции, ведущих к такому выбросу; г) «разрешительный режим» означает, что выброс того или иного вещества может быть совершен только с разрешения компетентных властей. Для большинства конвенций, которые регулируют отношения в области защиты морской среды характерно сочетание всех указанных способов регулирования. В частности, Конвенция МАРПОЛ 73/78 предусматривает «полное запрещение» (сброса нефти с танкеров в пределах 50 миль от берега), «стандарты сброса» (60 л на милю пути и т. д.) и «технологические стандарты» (требования к конструкции и оборудованию судов). В конвенциях, регулирующих захоронение отходов, используются «полное запрещение» особо опасных отходов и «разрешительный режим» для случаев, когда для захоронения определенных веществ необходимо разрешение, выдаваемое компетентными властями. При возникновении инцидента, вызывающего загрязнение, принимаются меры по финансовому возмещению ущерба, связанного с таким инцидентом. Возникающие в таких случаях отношения регулируются специальными международными договорами. К числу специальных международных договоров в области защиты морской среды относятся: Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. с поправками 1962, 1969 и 1977 гг. (ОЙЛПОЛ—54); Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. (МАРПОЛ 73/78); Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.; Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами, иными чем нефть, 1973 г.; Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и Протокол к ней 1976 г.; Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1973 г.; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г.; Международная конвенция по обеспечению готовности на случаи загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. Положения об урегулировании защиты морской среды есть и в Конвенции по морскому праву ООН. Помимо вышеупомянутых универсальных международных договоров существует целый ряд региональных конвенции и договоров в области защиты морской среды, а также двусторонние договоры по отдельным вопросам сотрудничества в упомянутой области. Кроме международно- правового регулирования защита морской среды регулируется национальным законодательством. Природоохранное законодательство государств обычно основано на положениях упомянутых международных договоров.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий