Как любая материя состоит из атомов, так и первичным элементом морского права как отрасли являются нормы (от лат. norma — правило, точное предписание, образец). В широком смысле норма представляет собой сведения о должном поведении в тех или иных условиях.Выраженная в норме воля формируется с одной стороны под воздействием законов объективно существующей реальности, а с другой — под влиянием интересов и целей субъекта права. После того, как норма сформулирована и выражена вовне, она как бы абстрагируется от своего реального основания и начинает самостоятельное существование.
Морское право составляют именно юридические нормы (legal norms), т.е. юридически обязательные правила поведения, несоблюдение которых влечет правовую ответственность.
В зависимости от характера регулирующего воздействия на общественные отношения правовые нормы делятся на императивные (повелительные) и диспозитивные (восполнитель-ные). И те, и другие являются в равной мере обязательными.
В императивной норме обращенное к органам или лицам предписание выражено в категорической форме, никакие отступления от содержащихся в такой норме требований недопустимы. Примером императивной нормы может служить ст. 15 Закона РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» 1998 г., устанавливающая, что в запретных для плавания районах плавание всех судов, военных кораблей, других государственных судов и всех иных плавучих средств запрещается.
Диспозитивные нормы представляют участникам отношения возможность урегулировать вопрос самостоятельно и по собственному усмотрению выбрать наиболее предпочтительный для них вариант поведения; если участники такой возможностью не воспользовались, вступает в действие правило, предусмотренное в норме. Характерным примером диспозитивной нормы является ст. 13 вышеупомянутого Закона РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» 1998 г., в которой, в частности, указано, что одновременно проходить через территориальное море в целях захода в морской порт РФ могут не более трех иностранных военных кораблей и других государственных судов одного иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или специальным решением Правительства РФ по случаю праздничного дня или знаменательной даты.
Диспозитивные нормы в большей степени, нежели императивные, способствуют проявлению инициативы и самостоятельности тех лиц, которым они адресованы. Поэтому они чаще включаются законодателем в гражданско-правовые акты. Так, например, ст. 791 (п.З) ГК РФ устанавливают, что погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна проводиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В актах морского права нередко можно встретить нормы, которые отсылают к установленным в других актах правилам, подлежащим исполнению. Такие нормы называются бланкетными.
В зависимости от действия в пространстве нормы морского права делятся на: общего действия (действуют на всей территории и акватории, на которые распространяется компетенция органа, издавшего норму) и местного действия (действуют на определенной указанной в самом акте местности).
Нормы морского права могут быть классифицированы на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Первые оцределяют правомочия граждан и других субъектов права. Например, ст. 32 Закона РФ о Государственной границе РФ, содержит нормы, устанавливающие полномочия Военно-Морского Флота РФ.
_ Обязывающая норма права — это установленная в нормативном акте и обращенная к субъектам права необходимость совершить какие-либо положительные действия. Так, ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливает, что «каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров, оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель…»
Запрещающая норма права обязывает воздерживаться от определенных действий или бездействия. Например, ст. 12 Всеобщей декларации прав человека гласит, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную или семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.
Описание условий, при наступлении которых норма должна реализовываться, называется гипотезой, само правило поведения — диспозицией, а определенная мера принуждения, применяемая в случае ее нарушения или ненадлежащего исполнения — санкцией.
В отличие от внутригосударственного (национального) права нормы международного морского права имеют ряд особенностей.
Если во внутригосударственном праве нормы, как правило, состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, то подавляющее большинство норм международного морского права содержат лишь диспозицию.
Во внутригосударственном праве выполнение норм обеспечивается силой государственного принуждения. Международному морскому праву же в целом органично присущи компромиссы, взаимные уступки. Поскольку международное морское право не знает каких-либо надгосударствен-ных органов принуждения, надлежащее соблюдение международно-правовых норм обеспечивается фактически на добровольной основе.
Процесс формирования международно-правовых норм коренным образом отличается от создания внутригосударственных норм. В международном морском праве нормы образуются только путем согласования воль субъектов права.
Помимо норм в морском праве можно выделить еще один структурный уровень, обладающий известной самостоятельностью —институт морского права.
Институт морского права можно определить как объективно обособившуюся внутри морского права совокупность взаимосвязанных юридических норм, объединенных общностью предмета и метода регулирования конкретного вида общественных отношений. В качестве примеров можно привести институты морской перевозки, спасания, общей аварии и т.д.