Право найма и трудоустройства моряков на суда под российским флагом имеют:
- Российские судовладельцы, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, эксплуатирующие суда под российским флагом от своего имени, имеющие право назначать капитана и экипаж судна, независимо от того, являются они собственниками судов или используют их на ином законном основании, и принявшие на себя все сопутствующие этому обязанности и ответственность.
- Российские организации (в том числе круинговые компании) при наличии договора с российскими судовладельцами о подборе моряков для экипажей судов, принадлежащих судовладельцу.
- Российские организации, с которыми иностранный судовладелец заключил договор о комплектовании экипажей судов российскими гражданами при фрахтовании российских судов указанным иностранным судовладельцем по бербоут-чартеру без смены флага судна.
- Федеральные исполнительные органы власти или организации, находящиеся в их ведении, командирующие лиц на суда заграничного плавания.
Право найма и трудоустройства моряков на суда под иностранным флагом имеют:
- Организации по найму и трудоустройству моряков, на законном основании занимающиеся наймом и/или трудоустройством граждан Российской Федерации на суда под иностранным флагом, деятельность которых соответствует требованиям, предъявляемым к таким организациям международными конвенциями о найме и трудоустройстве моряков.
Соответствие деятельности организаций требованиям международных конвенций о найме и трудоустройстве моряков определяется посредством сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом (за исключением рыболовецких судов), оказываемых этими организациями, которая проводится Государственной службой Минтранса Российской Федерации.
- Российские судовладельцы, командирующие своих работников для работы на суда под иностранным флагом.
К российским судовладельцам, одной из сторон деятельности которых является наем и/или трудоустройство российских моряков на суда под иностранным флагом, в рамках этой деятельности предъявляются такие же требования, как к организациям по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом.
Каждая служба найма и трудоустройства должна вести реестр в отношении всех моряков, нанятых или трудоустроенных через нее, а также хранить документацию о моряках, находящихся на учете. Такая документация включает в себя данные о квалификации моряка и его предшествующей трудовой деятельности, личные данные, касающиеся трудовой деятельности, медицинские сведения. Служба должна обеспечивать получение моряками информации обо всех особых условиях работы на конкретном месте и руководствоваться принципом, в соответствии с которым моряки направлялись бы только к работодателям, предлагающим морякам такие условия занятости, которые находятся в полном соответствии с действующим законодательством или коллективными договорами. Служба отвечает за то, чтобы все моряки, нанятые или трудоустроенные ею, имели квалификацию и располагали дипломами и свидетельствами, необходимыми для выполнения соответствующих функций; были информированы о своих правах и обязанностях до приема на работу или в процессе трудоустройства и им предоставлялась возможность ознакомиться с трудовыми договорами до и после подписания и для получения их копий.
Один из базовых принципов, отражающих особенности трудовых отношений на судне, а именно — принцип единоначалия, нашел отражение в положении КТМ РФ, которое, в частности, предусматривает, что никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна (см. подробнее 1.6.1).
В КТМ РФ также нашли подтверждение нормы международного права, устанавливающие права моряков на репатриацию — возвращение на родину после прекращения трудовых отношений.
Члены экипажа судна имеют право на репатриацию в следующих случаях:
1) истечение за пределами РФ срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;
2) расторжение трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором;
3) кораблекрушение;
4) заболевание или травма, требующие лечения вне судна;
5) невозможность выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами РФ либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна;
6) направление судна без согласия членов экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности;
7) истечение определенного коллективным договором максимального срока работы члена экипажа на борту судна.
Репатриация по желанию члена экипажа судна осуществляется в государство, в котором он проживает, в порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, либо в любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа судна.
Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю репатриацию. Репатриация осуществляется воздушным транспортом.
Расходы по репатриации несет судовладелец. Они включают в себя следующее:
- проезд члена экипажа судна к месту репатриации;
- питание и проживание члена экипажа судна с момента, когда он покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации;
- лечение члена экипажа судна, если это необходимо, до тех пор, пока он по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации;
- провоз 30 килограммов багажа члена экипажа судна до места репатриации;
- заработная плата и пособие с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации, если это предусмотрено коллективным договором.
В случае если причины, вызвавшие репатриацию, возникли по вине члена экипажа судна при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством РФ о труде.
В случае гибели имущества члена экипажа судна или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец обязан возместить члену экипажа судна причиненный ущерб. Однако не подлежит возмещению ущерб, причиненный имуществу члена экипажа судна, виновного в происшествии с судном.
Согласно ст. 60 КТМ РФ судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна:
- безопасные условия труда;
- охрану их здоровья;
- наличие спасательных средств;
- бесперебойное снабжение продовольствием и водой;
- наличие надлежащих помещений: кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха;
- культурно-бытовое обслуживание.
Кроме того, судовладелец обязан страховать: заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию; жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.
В отраслевых тарифных соглашениях предусматривается также обязанность судовладельца обеспечивать безопасность условий и охрану труда работников, внедрять новые безопасные технологии, оборудование и механизмы, планомерно приводить производство в соответствие с действующими правилами и нормами охраны труда. Судовладелец обеспечивает членов экипажа спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, своевременное пополнение судовых аптечек необходимыми лекарствами и перевязочными материалами, по рекомендации врачей при неотложных показаниях принимает меры для приобретения лекарственных препаратов, необходимых для лечения моряков, заболевших в рейсах (в том числе за иностранную валюту).