Загрузка...

Право найма и трудоустройства моряков на суда под российским флагом имеют:

  1. Российские судовладельцы, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, эксплуатирующие суда под российским флагом от своего имени, имеющие право назначать капитана и экипаж судна, независимо от того, являются они собственниками судов или используют их на ином законном основании, и принявшие на себя все сопутствующие этому обязанности и ответственность.
  2. Российские организации (в том числе круинговые компании) при наличии договора с российскими судовладельцами о подборе моряков для экипажей судов, принадлежащих судовладельцу.
  3. Российские организации, с которыми иностранный судовладелец заключил договор о комплектовании экипажей судов российскими гражданами при фрахтовании российских судов указанным иностранным судовладельцем по бербоут-чартеру без смены флага судна.
  4. Федеральные исполнительные органы власти или организации, находящиеся в их ведении, командирующие лиц на суда заграничного плавания.

Право найма и трудоустройства моряков на суда под иностранным флагом имеют:

  1. Организации по найму и трудоустройству моряков, на законном основании занимающиеся наймом и/или трудоустройством граждан Российской Федерации на суда под иностранным флагом, деятельность которых соответствует требованиям, предъявляемым к таким организациям международными конвенциями о найме и трудоустройстве моряков.

Соответствие деятельности организаций требованиям междуна­родных конвенций о найме и трудоустройстве моряков определяется посредством сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом (за исключением рыболовецких судов), оказываемых этими организациями, которая проводится Государственной службой Минтранса Российской Федерации.

  1. Российские судовладельцы, командирующие своих работников для работы на суда под иностранным флагом.

К российским судовладельцам, одной из сторон деятельности которых является наем и/или трудоустройство российских моряков на суда под иностранным флагом, в рамках этой деятельности предъявляются такие же требования, как к организациям по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом.

Каждая служба найма и трудоустройства должна вести реестр в отношении всех моряков, нанятых или трудоустроенных через нее, а также хранить документацию о моряках, находящихся на учете. Такая документация включает в себя данные о квалификации моряка и его предшествующей трудовой деятельности, личные данные, касающиеся трудовой деятельности, медицинские сведения. Служба должна обеспечивать получение моряками информации обо всех особых условиях работы на конкретном месте и руководствоваться принципом, в соответствии с которым моряки направлялись бы только к работодателям, предлагающим морякам такие условия занятости, которые находятся в полном соответствии с действующим за­конодательством или коллективными договорами. Служба отвечает за то, чтобы все моряки, нанятые или трудоустроенные ею, имели квалификацию и располагали дипломами и свидетельствами, необ­ходимыми для выполнения соответствующих функций; были ин­формированы о своих правах и обязанностях до приема на работу или в процессе трудоустройства и им предоставлялась возможность ознакомиться с трудовыми договорами до и после подписания и для получения их копий.

Один из базовых принципов, отражающих особенности трудовых отношений на судне, а именно — принцип единоначалия, нашел отражение в положении КТМ РФ, которое, в частности, преду­сматривает, что никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна (см. подробнее 1.6.1).

В КТМ РФ также нашли подтверждение нормы международного права, устанавливающие права моряков на репатриацию — возвращение на родину после прекращения трудовых отношений.

Члены экипажа судна имеют право на репатриацию в следующих случаях:

1)  истечение за пределами РФ срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;

2) расторжение трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором;

3)   кораблекрушение;

4)   заболевание или травма, требующие лечения вне судна;

5) невозможность выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами РФ либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна;

6) направление судна без согласия членов экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности;

7)  истечение определенного коллективным договором макси­мального срока работы члена экипажа на борту судна.

Репатриация по желанию члена экипажа судна осуществляется в государство, в котором он проживает, в порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, либо в любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа судна.

Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю ре­патриацию. Репатриация осуществляется воздушным транспортом.

Расходы по репатриации несет судовладелец. Они включают в себя следующее:

  • проезд члена экипажа судна к месту репатриации;
  • питание и проживание члена экипажа судна с момента, когда он покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации;
  • лечение члена экипажа судна, если это необходимо, до тех пор, пока он по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации;
  • провоз 30 килограммов багажа члена экипажа судна до места репатриации;
  • заработная плата и пособие с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации, если это предусмотрено коллективным договором.

В случае если причины, вызвавшие репатриацию, возникли по вине члена экипажа судна при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством РФ о труде.

В случае гибели имущества члена экипажа судна или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец обязан возместить члену экипажа судна причиненный ущерб. Однако не подлежит возмещению ущерб, причиненный имуществу члена экипажа судна, виновного в происшествии с судном.

Согласно ст. 60 КТМ РФ судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна:

  • безопасные условия труда;
  • охрану их здоровья;
  • наличие спасательных средств;
  • бесперебойное снабжение продовольствием и водой;
  • наличие надлежащих помещений: кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха;
  • культурно-бытовое обслуживание.

Кроме того, судовладелец обязан страховать: заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию; жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

В отраслевых тарифных соглашениях предусматривается также обязанность судовладельца обеспечивать безопасность условий и охрану труда работников, внедрять новые безопасные технологии, оборудование и механизмы, планомерно приводить производство в соответствие с действующими правилами и нормами охраны труда. Судовладелец обеспечивает членов экипажа спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, своевременное пополнение судовых аптечек необходимыми лекарствами и перевязочными материалами, по рекомендации врачей при неотложных показаниях принимает меры для приобретения лекарственных препаратов, необходимых для лечения моряков, заболевших в рейсах (в том числе за иностранную валюту).

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий