Загрузка...

В соответствии с поручениями Правительства РФ от 16 октября 1995 г. и от 9 декабря 1995 г. Постановлением Министерства труда РФ от 20 февраля 1996 г. № 11 было утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, согласованное с Министерством транспорта РФ и ЦК профсоюза работников водного транспорта РФ.

Положение по структуре состоит из следующих разделов:

1. Общие положения.

  1. Рабочее время.
  2. Время отдыха.
  3. Аварийные и авральные работы.
  4. Оплата за время использования суммированных дней отдыха и работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Положение является нормативным актом, действие которого распространяется на членов экипажей морских судов, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ судовладельцам независимо от форм собственности и осуществляющих:

  • *    перевозки грузов и пассажиров;
  • *   ледокольные работы;
  • *    аварийно-спасательные работы;
  • *    гидрографические работы;
  • *    научно-исследовательские работы;
  • *   учебный процесс;
  • *    портовые и служебно-вспомогательные работы;
  • *    дноуглубительные и рефулерные работы. Положение не распространяется на членов экипажей судов:
  • *   рыбной промышленности;
  • *    Министерства обороны РФ,
  • *    Министерства внутренних дел РФ и Федеральной пограничной службы РФ.

Положение применяется в отношении всех лиц, занятых на борту судна, включая направляемых в рейс членов судовых ремонтных бригад, за исключением:

  • *    судовых медицинских работников;
  • *    лиц, являющихся штатными работниками учебных заведений, в обязанности которых входит исключительно учеб­но-воспитательная работа;
  • *   работников судовых ресторанов;
  • *   лиц, находящихся на борту, но состоящих на службе не у су­довладельца, а у другого предпринимателя;
  • *   лиц, входящих в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса;
  • *   лиц, находящихся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгру- зочных работ в пунктах, где отсутствуют грузчики;
  • *   представителей судовладельца, выходящих в рейс для выполнения работ по испытанию судовых силовых установок, контролю за выполнением правил технической эксплуатации механизмов и т. п.;
  • *   лиц, не входящих в состав экипажа и осуществляющих в период пребывания судна в порту ремонт, уборку, охрану судна, погрузку или разгрузку и другие работы.

Рабочее время и время отдыха вышеуказанных работников ре­гулируется общими нормами трудового законодательства РФ или соответствующими нормативно-правовыми актами.

Рабочее время означает время, в течение которого член экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени для членов экипажей составляет 8 часов с понедельника по пятницу, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для отдельных членов экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

—   для женщин членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее 63 градусов 45 минут северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном 41 градусом северной широты, а на востоке меридианом 160 градусами западной долготы — 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно, то есть 36 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье;

—   для членов экипажей судов с ядерной энергетической установкой (атомоходов) и судов атомно-технологического обслуживания (АТО) — 6 часов с понедельника по субботу включительно, то есть 36 часов в неделю с одним выходным днем в воскресенье.

На судах с круглосуточной работой для членов экипажей уста­навливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей ато­моходов и судов АТО — четырехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного или эксплуатационного периода, частоты захода в порты, времени стоянки в портах) и форм организации работы экипажа (закрепления за судами периодически сменяющихся трех экипажей на 2 судна или двух экипажей на одно судно, наличия жилых помещений, соответствия действующим са­нитарным правилам для морских судов и гигиеническим нормам) на судах могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки.

График вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовла­дельцем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива.

Для членов экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Продолжительность учетного периода определяется судовла­дельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива, исходя из конкретных условий работы судна (продолжительности эксплуатационного или навигационного периода, продолжительности рейса, района плавания, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту) и установленного графика вахт (работ) членов экипажей, а также из того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.

В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий (отсутствие перешвартовок, прием или сдача груза и другие обстоя­тельства, требующие обязательного несения на стоянке в порту трехсменной вахты командным составом) и в случае вывода судов из эксплуатации (ремонт, отстой и т.п.) капитан может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов.

Члены экипажей, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в их прямые должностные обязанности (погрузочно-разгрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление и раскрепление груза и другие), в свободное от вахт (работ) время.

На судах допускается выполнение обязанностей недостающих по штату членов экипажа, несущих вахту, и лиц обслуживающего персонала. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

Судовладелец должен укомплектовать по штату экипаж судна в возможно короткий срок.

Ежедневная общая продолжительность работы члена экипажа, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и вы­полнения дополнительных работ, не входящих в круг прямых дол­жностных обязанностей членов экипажа, не должна превышать 12 часов.

Члены экипажей в соответствии с действующим российским за­конодательством пользуются правом на:

а) ежедневный отдых, включая время для приема пиши;

б) еженедельный отдых;

в) отдых в праздничные дни;

г)  ежегодный отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном действующим законодательством РФ, коллективным договором (соглашением).

В тех случаях, когда по условиям работы члену экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени; при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

Временем ежедневного отдыха членов экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.

Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов.

Каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.

Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха, по желанию членов экипажей, должны предоставляться в любом оте­чественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом или уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива.

При стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни капитаны должны оставлять на судах минимальное число членов экипажей для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза, устранения последствий аварии и перешвартовок. Всем остальным членам экипажа по их желанию должны быть предоставлены дни отдыха.

Проведение при стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни каких-либо работ на судах, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а’ также входом в порт или выходом из порта и перешвартовок, не допускается.

Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня.

В тех случаях, когда члену экипажа невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его желанию и с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа трудового коллектива производится оплата за неиспользованные дни отдыха.

Неотъемлемым элементом жизни моряка на борту судна являются аварийные и авральные работы

Аварийными и авральными работами считаются те работы, вы­полнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитанов судов и в течение установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа.

К работам аварийного характера на судах морского флота относятся:

— работы по устранению аварийного состояния судна и исп­равлению повреждений и поломок как корпуса, так и судовой силовой установки во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до первого порта, работы по спасанию людей и судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи другим судам и людям, терпящим бедствие;

—     работы, вызванные штормовой погодой: дополнительное крепление судового имущества и грузов, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов и перестановка судна в безопасное место;

—  работы по снятию своего судна с мели и по отгрузке топлива и грузов для облегчения судна, когда оно терпит бедствие;

—   работы по ликвидации пожаров на судне, а также на букси­руемых и рядом стоящих судах.

К авральным работам на судах морского флота относятся:

—   работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

—   работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него: открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов;

—    работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

—    работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;

—   работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

—   работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы). Капитан должен избегать или по возможности сводить к минимуму количество систематических авральных работ.

Условия оплаты труда членов экипажей судов за время исполь­зования суммированных дней отдыха и работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени регулируются Отраслевым соглашением об оплате труда работников плавающего состава судов морского флота.

Читайте также: Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий