Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
5/5 - (1 голос)

27 ноября 1997 г. на 20-й Ассамблее ИМО была принята Резолюция А.849 (20), в приложении к которой изложен Международный кодекс проведения расследований аварий и инцидентов на море. Эта резолюция предлагает всем государствам флага судна проводить в соответствии с Кодексом расследование всех катастроф и серьезных аварий на море и своевременно представлять ИМО соответствующие выводы. Одновременно Ассамблея отменила Резолюции A. 173(ES. IV), А 440(XI) и А.637(16).

Кодекс состоит из 15 разделов:

Раздел 1. Введение. Обращается внимание на то, что по поло­жениям статьи 94 Конвенции ООН по морскому праву государство флага судна должно возбудить дело об определенных авариях или инцидентах, произошедших с судоходством в открытом море. Отмечается также, что по положениям статьи 2 этой же Конвенции ООН государство имеет право расследовать аварии в пределах своих территориальных вод. Формулируется цель Кодекса — способствовать единообразному подходу к расследованию аварий и инцидентов на море, а также способствовать сотрудничеству государств в определении приводящих к авариям на море сопутствующих факторов.

Раздел 2. Цель. Утверждается, что в качестве основной цели любого расследования аварии является предотвращение таких аварий в будущем. Расследования должны выявлять обстоятельства аварии, устанавливать причины и способствующие ей факторы, но не определять гражданскую ответственность или степень вины.

Раздел 3. Применение. Рекомендуется применять данный Кодекс при расследовании всех катастроф и серьезных аварий, когда одно или несколько государств имеют существенный интерес в аварии на море, в которую вовлечено судно, находящееся под их юрисдикцией.

Раздел 4. Определения. Дается следующая классификация ава­рийных случаев.

Авария на море есть событие, являющееся результатом любого из следующего:

  • гибель или серьезное ранение человека, причиненные эксп­луатацией или в связи с эксплуатацией судна;
  • потеря человека с судна, причиненная эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна;
  • гибель, предполагаемая гибель или оставление судна;
  • повреждение судна;
  • посадка судна на грунт или лишение его возможности движения или участие в столкновении;
  • повреждение, причиненное эксплуатацией или в связи с эксп­луатацией судна;
  • ущерб окружающей среде, вызванный повреждением судна или судов, в свою очередь причиненных эксплуатацией судна или судов.

Очень серьезная авария (катастрофа) есть авария, повлекшая полную гибель судна, гибель человека или серьезное загрязнение моря.

Серьезная авария есть авария, не квалифицируемая как очень серьезная и которая повлекла:

  • пожар, взрыв, посадку на мель, навал, штормовое повреждение, ледовое повреждение, трещину в корпусе или предполагаемый дефект корпуса и т.п.;
  • конструкционное повреждение, в результате которого судно стало немореходным, такое как подводная пробоина, поломка главных двигателей, значительное повреждение жилых помещений и т. п.;
  • загрязнение моря (независимо от количества сброса);
  • поломку, потребовавшую буксировки или помощи берега.

Инцидент на море есть случай или событие, вызванные эксплу­атацией или в связи с эксплуатацией судна, повлекшие угрозу судну или человеку, или в результате которых могли произойти серьезное повреждение судна или морской установки или мог быть нанесен вред окружающей среде.

Раздел 5. Проведение расследований аварий. Рекомендуется принимать во внимание, что инспекторы по расследованию аварий должны иметь беспрепятственный доступ к соответствующей ин­формации по безопасности, включая записи приборов регистрации данных о рейсе и акты освидетельствований, находящиеся на хранении у государства, владельцев судна и у классификационных обществ. Доступ к информации не должен ограничиваться по причине проведения параллельных расследований.

Признавая, что любое судно, вовлеченное в аварию, может про­должать свою работу и что оно не должно задерживаться более чем это абсолютно необходимо, производящее расследование государство должно начинать расследование как можно скорее, не задерживая судно без причины.

Раздел 6. Ответственность за расследования аварий и инци­дентов. Государствам флага судна настоятельно рекомендуется предпринимать расследования всех аварий их судов. Все случаи се­рьезных и очень серьезных аварий должны быть расследованы.

Раздел 7. Ответственность головного расследующего госу­дарства. Головное расследующее государство несет ответственность за следующее:

—   выработка общей стратегии расследования аварии совместно с существенно заинтересованными государствами;

—    предоставление инспектора по расследованию и координацию расследования;

—   установление параметров расследования, основанных на за­конодательстве расследующего государства, и обеспечение того, что расследование соблюдает это законодательство;

—    сохранение показаний и другого доказательства, собранных расследованием;

—    подготовку доклада о расследовании и получение отзывов существенно заинтересованных государств;

—   координация, при необходимости, с другими организациями, проводящими свои расследования;

—    обеспечение поддержки от необходимых вспомогательных служб;

— связь с агентствами, организациями и отдельными лицами, не являющимися членами бригады расследования.

Раздел 8. Консультации. Несмотря на обязанность капитана или владельца судна информировать власти государства флага судна о любой произошедшей с судном аварии, государство, в чьих водах произошла авария или инцидент, должно с минимальной задержкой информировать государство флага об обстоятельствах и мерах, предпринятых прибрежным государством.

Раздел 9. Сотрудничество. Если два или более государств до­говорились о сотрудничестве и процедурах расследования аварии, государство, координирующее расследование, должно пригласить представителей существенно заинтересованных государств принять участие в расследовании. При этом разрешить их представителям опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства, делать представления в отношении доказательств, получать выписки, по­становления и окончательный доклад о расследовании.

Раздел 10. Обнародование докладов. Государство, проводящее расследование аварии или инцидента, когда бы они ни случились, не должно раскрывать для целей иных, чем расследование аварии, обстоятельства дела, ущемляющие права человека.

Раздел 11. Кадровые и материальные ресурсы. Правительствам следует предпринять все необходимые шаги по обеспечению эффективными средствами, подходящим образом квалифицированным персоналом и материальными ресурсами проведение расследований аварий.

Раздел 12. Издание докладов об авариях и представление их в

ИМО. Головное расследующее государство должно направить копию проекта окончательного доклада всем существенно заинтересованным государствам.

Раздел 13. Повторные расследования. Если представлено новое доказательство, которое может существенно изменить установление обстоятельств, при которых произошла авария, то государства должны пересмотреть свои выводы.

Раздел 14. Содержание докладов. Для облегчения обмена ин­формацией о расследовании аварий каждый доклад должен отвечать типовому формату, приведенном в Кодексе.

Раздел 15. Связь между администрациями. Для облегчения внедрения данного Кодекса, государства должны сообщить ИМО контактные адреса ответственных властей их правительств для связи в отношении сотрудничества при расследовании аварий.

В дополнении к Международному кодексу проведения рассле­дований аварий и инцидентов на море содержится Руководство инс­пекторам по применению Кодекса.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий