Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

В России разработано и действует Положение о порядке рассле­дования аварийных случаев с судами (далее — Положение), утверж­денное приказом Минтранса РФ №75 от 14.05.2009 г.

Этим же Приказом признан не действующим на территории Российской Федерации приказ Министерства морского флота СССР от 29 декабря 1989 г. № 118 «Об утверждении Положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами» (ПРАС-90).

Положение устанавливает порядок расследования аварийных случаев с судами, аварий и инцидентов на море, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна.

В Положении указывается, что целью проведения расследования аварийных случаев с судами является установление причин аварийных случаев с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Расследование аварийных случаев с судами включает сбор и анализ доказательств, выявление причинных факторов, подготовку соответствующих рекомендаций по предупреждению таких случаев в будущем и в случае необходимости рекомендаций по вопросам безопасности плавания.

Положение применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших с морскими судами, плавающими:

—   под Государственным флагом Российской Федерации, а также буксируемыми судами или иными плавучим объектами (только на период их перегона) (далее — суда);

—    под флагами иностранных государств, а также буксируемыми судами или иными объектами (только на период их перегона) (далее — иностранные суда) в предусмотренных Положением случаях.

Аварийные случаи с судами на море расследуются как очень серьезные аварии в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших полную гибель судна, смерть человека либо серьезный ущерб окружающей среде.

Аварийные случаи с судами расследуются как аварии на море в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших:

  • смерть человека или причинение ему тяжких телесных по­вреждений;
  • исчезновение человека с судна;
  • гибель судна, предполагаемую гибель судна или оставление судна, повреждение судна;
  • посадку судна на грунт или лишение его возможности движения либо участие судна в столкновении;
  • повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства;
  • серьезный ущерб окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, вызванный повреждением судна или судов.

Аварийные случаи с судами на море расследуются как инциденты на море в случае, если имело место событие или ряд событий, иных, чем авария на море, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна, которые угрожали или, не будучи предотвращены, могли бы угрожать безопасности судна, находящихся на нем людей или любого иного лица либо окружающей среде.

Расследование аварийных случаев с судами на море (очень серь­езных аварий, аварий и инцидентов) не включает расследование действий или бездействия, совершенных с намерением причинить вред безопасности судна, любому лицу или окружающей среде.

Расследование аварийных случаев с судами осуществляют:

  • капитан морского порта — расследование аварий на море;
  • капитан судна — расследование инцидентов на море.

До начала проведения расследования аварийного случая капитан судна обязан незамедлительно сообщить о происшедшем аварийном случае с судном:

  • судовладельцу;
  • капитану морского порта (места) регистрации судна;
  • капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации;
  • Государственному морскому спасательно-координационному центру (ГМСКЦ) ФГУ «Госморспасслужба России» или соответствующему морскому спасательно-координационному центру (МСКЦ), морскому спасательному подцентру (МСПЦ) на бассейне при нахождении судна в поисково-спасательном районе Российской Федерации;
  • Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральному агентству по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота;
  • Администрации Северного морского пути при аварийном случае, происшедшем при плавании судна по трассам Северного морского пути.

Если аварийный случай с судном произошел в территориальном море или во внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна, плавающего под государственным флагом Российской Федерации, также обязан сообщить о происшедшем в ближайший иностранный МСКЦ/МСПЦ при нахождении судна в поисково-спасательном районе иностранного государства и продуб­лировать сообщение в адрес ближайшего российского МСКЦ/МСПЦ, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, в Федеральное агентство по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота и в ближайшее консульское учреждение Российской Федерации.

При повреждении в результате аварийного случая с судном средств навигационного оборудования (СНО) капитан судна обязан незамедлительно сообщить о таком повреждении:

  • судовладельцу;
  • капитану морского порта Российской Федерации, на территории или акватории которого находится СНО;
  • Федеральному агентству морского и речного транспорта;
  • Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральному агентству по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота;
  • Администрации Северного морского пути при аварийном случае, происшедшем при плавании судна по трассам Северного морского пути.

В сообщении об аварийном случае с судном, подписанном ка­питаном, указывается:

  • *    название и номер ИМО судна;
  • *    фамилия, имя, отчество капитана судна;
  • *   судовладелец и его номер ИМО (указывается при его наличии), адрес, телефон, факс;
  • *   порт (место) регистрации судна;
  • *   год постройки судна;
  • *   дата и время аварийного случая с судном;
  • *    место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);
  • *   географические координаты аварийного случая с судном;
  • *   географические координаты места нахождения судна;
  • *   краткое описание аварийного случая с судном;
  • *   дата составления сообщения.

Порядок расследования аварийных случаев с судном заклю­чается в следующем.

  • Составляется и утверждается капитаном акт об аварийном случае с судном, в котором указываются: фамилии и должности лиц, составивших акт; вид, место и дата аварийного случая; подробное описание повреждений судна. Акт об аварийном случае с судном подписывают лица, составившие акт. К акту прилагаются списки пострадавших людей, перечень утраченного или поврежденного груза, имущества, инвентаря, оборудования, снабжения, копии радиограмм и т.д.
  • Собираются объяснения очевидцев и причастных лиц, со­ставляются протоколы опросов, причем опрос проводится отдельно с каждым из очевидцев и причастных лиц.

В протоколах опросов очевидцев и причастных лиц указываются:

  • *   время, число, месяц и год опроса;
  • *    фамилия, имя и отчество опрашиваемого;
  • *   число, месяц и год рождения опрашиваемого;
  • *   стаж работы, в том числе: по специальности, в последней должности на данном судне;
  • *   специальное образование (какое учебное заведение и когда закончил);
  • *   квалификация по диплому (наименование и номер диплома, когда и кем выдан);
  • *   домашний адрес опрашиваемого;
  • *   заданные в ходе опроса вопросы и полученные ответы;
  • *    фамилия, имя, отчество и должность лица, проводящего опрос.

Протокол опроса подписывают опрашиваемые и опрашивающие, причем подписи проставляются ими на каждом листе протокола опроса.

  • Подается заявление об аварийном случае на имя капитана морского порта, подписывается капитаном судна и содержит просьбу расследовать аварийный случай с судном. В заявлении содержится краткое описание аварийного случая.
  • Вместе с заявлением капитаном судна подается подробное сообщение об аварийном случае, к которому прилагаются выписки из судовых журналов, копии карт с навигационной прокладкой, планов схем маневрирования, столкновения, актов органов классификации судов, судовых документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж аварии, чертежи повреждений, протоколы опроса, радиограммы, телексы, справки, акты осмотров, планшеты глубин, схема заводки буксирных тросов, фотографии и другие документы, подтверждающие события аварийного случая на море.

Капитан судна обязан после прибытия судна или его экипажа в первый морской порт Российской Федерации в течение суток передать капитану морского порта, назначенному для проведения расследования Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, перечисленные выше документы.

Капитан морского порта на основании полученных от капитана судна документов регистрирует аварийный случай. Регистрация должна быть произведена в течение трех суток с момента получения документов от капитана судна.

После рассмотрения представленных капитаном судна документов капитан морского порта с учетом причинного фактора решает, относится данный аварийный случай к аварии на море или к инциденту на море. В первом случае он составляет план проведения расследования, а во втором — возвращает представленные капитаном судна документы по данному инциденту на море для самостоятельного проведения расследования капитаном судна.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий