Действие нормативно-правовых актов начинается с момента вступления их в силу. То есть это момент, начиная с которого данной нормой должны руководствоваться лица, и она становится обязательной к исполнению.
В российском законодательстве существуют следующие способы установления этого момента.
1. Нормативный акт вступает в силу с момента его опубликования. Например, Закон РФ «О безопасности» от 5.03.92 г., согласно Постановлению Верховного Совета РФ был введен в действие с момента его опубликования.
2. Нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем самом или в законе, утверждающем этот акт. Так, закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.92 г., был введен в силу с 01.03.92 г., а ряд пунктов и статей с 01.09.92 г.
3. Нормативный акт вступает в силу по истечении определенного времени с момента его опубликования. К примеру, Указ Президента РФ «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» от 20.07.91 г. вступил в силу через 14 дней после его опубликования.
4. В исключительных случаях законодатель устанавливал дату вступления нормативного акта ранее того момента, когда он был принят и опубликован. В качестве примера здесь можно привести Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30.04.43 г. «О подоходном налоге с населения», который был введен в действие с 01.01.43 г.
Законы и иные нормативные акты считаются утратившими силу и, следовательно, прекратившими действие, по следующим основаниям:
– в результате прямого указания об отмене, содержащегося в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентного органа;
– в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если даже предыдущий акт формально не отменен;
– по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.
С границами действия источника права во времени тесно связана проблема его обратной силы. Общая формула права гласит: закон обратной силы не имеет. Это означает, что вновь принятый закон регулирует только те отношения, которые возникли после его вступления в силу, и не распространяется на уже осуществленные права и обязанности. Согласно ст. 54 Конституции РФ, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Однако особенностью российского права является тот факт, что нормы его уголовного права приобретают обратную силу в том случае, если они устраняют наказуемость деяния или смягчают наказание.
Действие нормативных актов в пространстве ограничено определенной территорией, в пределах которой они реализуются. Законы, указы Президента и иные нормативные
акты центральных органов власти и управления действуют на всей территории России. Это федеральные нормативные акты.
Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют на их территории, а акты местных органов власти и управления — в пределах соответствующих краев, областей, городов, районов и т.д.
Может оказаться, что на одной и той же территории действуют одновременно несколько нормативных актов — федеральный, субъекта РФ и местный. Не исключена их коллизия. В этом случае вышестоящим является федеральный акт, далее —субъекта федерации и, наконец, местный.
В настоящее время нередко в юридической литературе и практике можно встретить ссылки на те или иные нормативно-правовые акты бывшего СССР. В этой связи возникает вопрос, в каких случаях законы бывшего СССР действуют на территории России? Ответ на этот вопрос содержится в Постановлении Верховного Совета РФ от 12.12.91 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств». В соответствии с его положениями устанавливается, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции России и российскому законодательству, а также Соглашению.
Согласно ст. 15 (п.З) Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.