4.3/5 - (7 голосов)

Планы перевозок являются составной частью народнохозяйственного плана. Они разрабатываются на основе планов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, материально-технического снабжения и товарооборота Порядок составления планов перевозок грузов определяется Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов и Правилами планирования перевозок (отправления) грузов морским транспортом, согласованными с Госпланом СССР и утвержденными министром морского флота. Планы составляются по отдельным грузоотправителям, отдельным направлениям и номенклатуре. Планирование перевозок грузов производится как по видам плавания: в малом, большом каботаже, в загранплаваний, так и по видам сообщения: в морском межпортовом, прямом водном и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщениях.
Планирование подразделяют на перспективное, текущее и оперативное. Планирование на перспективу 10—15 лет и более, опирающееся на прогнозы в развитии морского транспорта, называют перспективным долгосрочным. Пятилетнее планирование также относится к перспективному Им определяются рост перевозок и грузооборота по видам плавания, видам сообщения с разбивкой по пароходствам, с конкретной корреспонденцией перевозок и номенклатурой грузов. Пятилетний план в каботаже разрабатывается по видам главнейших родов грузов, по направлениям: в тоннах—по отправлению грузов и в тонномилях—по грузообороту. Основным показателем плана перевозок в заграничном плавании является чистая валютная выручка—разность между доходами от заграничных перевозок и расходами в иностранной валюте. Пятилетние планы утверждаются Советом Министров СССР. Составной частью пятилетнего плана являются годовые планы с разбивкой по кварталам. Годовые и квартальные планы утверждаются министром морского флота. Планирование осуществляется на основе заявок отправителей, разрабатываемых и представляемых в установленном порядке.

Годовые и квартальные планы перевозок грузов должны обеспечивать:

  • своевременное и полное удовлетворение нужд народного хозяйства страны в перевозках грузов с наименьшими затратами;
  • экономически целесообразное распределение перевозок по периодам года и бассейнам;
  • эффективное использование технических средств морского транспорта и др.

Квартальные планы с распределением по месяцам разрабатываются Министерством морского флота:

  • в заграничном плавании — на основе заявок на перевозку грузов внешнеторговых организаций, поданных в ММФ;
  • в каботажном плавании — на основе квартальных заявок с распределением по месяцам, представляемых в ММФ предприятиями, организациями и учреждениями, планирующими перевозки.

Для обеспечения выполнения месячной части квартального плана перевозок в каботаже в управлениях пароходств обычно составляют месячные графики подачи судов под обработку грузов, перевозимых в каботаже. Квартальные (с распределением по месяцам) планы перевозок экспортных и импортных грузов уточняют в установленном порядке месячными графиками расстановки судов и грузовыми списками (на перевозку грузов, закрепленных за линейными судами), которые составляют на основании выдаваемых отправителями поручений на перевозку грузов. Месячные графики расстановки судов утверждаются совместно ММФ и МВТ. По согласованию графики могут составляться на более длительные сроки. Грузовые списки на перевозку грузов линейными судами составляют и согласовывают на основании расписаний движения линейных судов.
Грузовой список устанавливает следующие данные: линия, наименование судов, наименование и количество грузов, номера поручений, наименование отправителей, получателей и др.
Грузы, перевозимые судами рейсового плавания (кроме перевозимых судами линейного плавания), включаются в так называемый коммерческий график перевозок экспортно-импортных грузов, в который включается ряд коммерческих условий и дополнительных обязательств сторон, обычно излагаемых в примечаниях.
Годовой план судна является частью общего плана работы флота пароходства. Годовые планы судов и их показатели разрабатываются плановоэкономическими отделами пароходств в соответствии с годовой расстановкой судов и планами движения флота. Годовой план транспортного судна утверждается начальником пароходства.

В годовом плане грузового, грузопассажирского и пассажирского судов заграничного плавания предусматриваются следующие расчетные и основные показатели:

  • продолжительность планового периода, включающего продолжительность эксплуатационного периода по законченным рейсам, продолжительность аренды, продолжительность внеэксплуатационного периода, в том числе в ремонте и на отстое;
  • доходы в иностранной валюте за плановый период и на сутки эксплуатации;
  • расходы в иностранной и советской валюте по основным статьям затрат за плановый период;
  • расходы в советской валюте по содержанию судна в сутки на ходу и на стоянках;
  • чистую валютную выручку;
  • расходы в советской валюте на 1 руб. чистой выручки в иностранной валюте;
  • финансовый результат (прибыль иди убыток).

Годовым планом для судов каботажного плавания устанавливаются показатели:

  • продолжительность планового периода: эксплуатационного по законченным рейсам и внеэксплуатационного (ремонт, отстой);
  • объем грузоперевозок в тоннах и тонномилях, по грузопассажирским судам—число пассажиров и количество пассажиромиль;
  • доходы, расходы, себестоимость перевозок и финансовый результат.

Рейсовый план-задание является основой планирования работы судна и разрабатывается на основе плана перевозок пароходства (месячного графика) но утвержденным нормативам с учетом условий рейса и конструктивных особенностей судна.

В рейсовом задании указывают:

  • порты погрузки, выгрузки;
  • род и количество груза;
  • нормы погрузки и выгрузки в портах;
  • доходы и другие эксплуатационные и коммерческие данные, касающиеся данного рейса.

Порядок разработки и утверждения планов перевозки грузов установлен Правилами планирования перевозок грузов морским транспортом, утвержденными министром морского флота СССР. В указанных Правилах предусмотрен порядок годового и квартального планирования перевозки грузов в малом каботаже, в прямых смешанных сообщениях, в заграничном плавании.
Порядок планирования в основном сводится к следующему. Организации, планирующие перевозки грузов, разрабатывают заявки установленной формы и представляют их к указанным в Правилах срокам установленным адресатам, ММФ и управлениям пароходств. На основании этих заявок пароходства составляют проекты планов и представляют их ММФ. Последнее, по согласованию с заинтересованными министерствами и плановыми органами, утверждает годовой и квартальные планы и сообщает их соответствующим министерствам и ведомствам, Центральному статистическому управлению, госпланам союзных республик и Госплану СССР, управлениям пароходств. Учет выполнения планов в каботаже производится портами ММФ по учетным карточкам, заведенным для каждого клиента. Учетную карточку составляют в двух экземплярах. По окончании отчетного месяца один экземпляр карточки направляют в пароходство для производства расчетов с грузоотправителями.
Одновременно с этим в Управлении пароходства ведется контроль по выполнению плана перевозок по отчетам портов и по основным транспортным документам (коносаментам, накладным и т. п.). По экспортно-импортным перевозкам учет выполнения коммерческого графика ведется в управлении пароходства на основании суточных диспетчерских сводок по судам и первичных транспортных документов (коносаментов).
Учет по рейсовым планам-заданиям ведется непосредственно на судне—нарастающим итогом за месяц, квартал и год по законченным рейсам.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий