Для спуска и подъема коллективных спасательных средств суда снабжены шлюпбалками, конструк
ция которых должна обеспечиват) безопасный спуск спасательного средства с полным количеством людей и снабжения при крене судна на любой борт до 20 и дифференте 10°. Гравитационные шлюпбалки (рис.) имеют несколько разновидноетей, но во всех случаях вывали вание шлюпбалки за борт и спуск шлюпки на воду производятся под действием силы тяжести.
Одношарнирная гравитационная шлюпбалка (рис. а) нижним концом закреплена к палубе с помощью шарнира, который обеспечивает поворот шлюпбалки вокруг горизонтальной оси. Шарнир расположен на некотором расстоянии от борта, в результате чего сила тяжести шлюпки стремится повернуть шлюпбалку. Поворот будет происходить до тех пор, пока нижний прямой участок шлюпбалки не достигнет упоров на палубе. При повороте шлюпбалок шлюпка вываливается за борт.Двухшарнирная гравитационная шлюпбалка (рис. б) состоит из двух шарнирно соединенных рычагов. Нижний прямой рычаг шарнирно закреплен на палубе. В начальный момент вываливания оба рычага вращаются вокруг неподвижного шарнира. При этом специальный упор ограничивает поворот верхней части шлюпбалки в обратном направлении. После того как нижний рычаг коснется упоров на палубе, дальнейшее вываливание достигается поворотом верхнего рычага вокруг неподвижного шарнира. Предельное положение верхней части шлюпбалки ограничивается телескопической тягой,
которая закреплена на оси неподвижного шарнира. Конструкция двухшарнирной шлюпбалки несколько сложнее, но она обеспечивает большой вылет.
Склоняющаяся шлюпбалка (рис. в) имеет два катка, которые могут перемещаться по специальным
направляющим, неподвижно закрепленным на палубе судна. При вываливании шлюпбалки верхний каток по наклонной направляющей перемещается вниз и к борту. Нижний каток по другой направляющей сначала перемещается к борту, а затем вверх. При таком перемещении катков шлюпбалка совершает вращательно-поступательное движение, в результате чего вываливается за
борт. Перемещение катков к борту обеспечивает достаточный вылет за борт при небольшой высоте шлюпбалки.
Скатывающаяся шлюпбалка (рис. г) также имеет катки, которые перемещаются по изогнутым направляющим. В результате этого при движении шлюпбалки она не только приближается к борту, но и поворачивается, выводя шлюпку за борт. В походном положении шлюпки устанавливаются на самих гравитационных шлюпбалках. Для принятия их тяжести шлюпбалки имеют опоры-площадки, на которые опирается киль шлюпки, и односторонние кильблоки-подушки, к которым шлюпка прижимается найтовами с талрепами. Шлюпочные найтовы должны иметь быстроотдающиеся крепления — глаголь-гак или гак, который автоматически выкладывается при вываливании шлюпбалок.
Шлюпбалки по-походному закрепляют стопором, который имеет винтовой шпиндель с гаком. Гак закладывают за упоры на шлюпбалке, а винтовым шпинделем выбирают слабину.
Вываливание гравитационных шлюпбалок и спуск шлюпок на воду осуществляются при помощи шлюпочных талей, которые состоят только из одного одношкивного подвижного блока. Ходовой конец лопаря талей закреплен на барабане шлюпочной лебедки и через отводные блоки на палубе идет к направляющему блоку, установленному в верхней части станины шлюпбалки. Затем лопарь поступает на один из шкивов нокового блока, проходит подвижный блок талей и возвращается ко второму шкиву нокового блока. Коренной конец лопаря закрепляют внизу у станины шлюпбалки после
того, как он пройдет второй шкив направляющего блока.
При потравливании лопаря шлюпочных талей шлюпбалка будет вываливаться за борт. После того как
она достигнет предельного положения, начинается вертикальный спуск шлюпки на воду, который также осуществляется лопарем шлюпочных талей. Чтобы исключить возможность вертикального перемещения шлюпки до момента ее вываливания за борт, на ноке шлюпбалки имеется рог, на который навешивают серьгу подвижного блока шлюпталей. Длину и форму рога выбирают таким образом, чтобы подвижный блок спадал с него только при нижнем предельном положении шлюпбалки.
Спуск надувных плотов осуществляется путем их сбрасывания за борт вручную или автоматического
всплытия при погружении судна. Однако для крупных плотов, жестких или надувных, которые заполняются людьми еще на палубе судна, удобно применять при спуске плотбалки (рис.) Стрела плотбалки шарнирно закреплена на стандерсе, установленном на палубе. Такое крепление обеспечивает поворот стрелы в горизонтальной плоскости. Плотбалка имеет ручную лебедку с тормозом, который служит для удержания плота при его спуске, а лебедкой выбирают пустой шкентель после спуска плота. Разворот стрелы и управление спуском плота возможны для некоторых современных типов плотбалок на расстоянии с помощью дистанционного управления лебедкой.
Одной плотбалкой можно спустить несколько плотов, что особенно важно и ценно для пассажирских
судов.