Суда морского флота в основном имеют один винт и, как правило, правого вращения. Есть суда и с двумя винтами. Это буксиры, ледоколы, буксировщики, пассажирские и т. д. Иногда можно встретить суда с тремя и более винтами (пассажирские, транспортные ледоколы и т. д.). Количество винтов зависит от конструктивного типа, назначения, района плавания, обеспечения безопасности плавания, живучести и маневренности судна,экономичности эксплуатации и т. д.
Бывает (на пассажирских судах, паромах и т. д.) СЭУ такой большой мощности, что затрудняет использование суммирующего редуктора большой мощности.
Двухвинтовые суда по сравнению с одновинтовыми имеют как преимущества, так и недостатки. Преимущества:
при поломке или ремонте и профилактике одного движителя судно продолжает следовать по назначению, управляясь рулем и вторым движителем;при поломке рулевого устройства временно при хорошей погоде можно управляться с помощью гребных винтов:
судно лучше маневрирует в стесненных условиях (реки, каналы, акватории порта и т. д.);
хорошо управляется на заднем ходу.
Недостатки: гребные винты меньше оказывают влияние на перо руля, так как винты вращаются наружу, то винтовая струя воды действует на перо руля слабее;
расположение винтов в стороне от ДП судна увеличивает вероятность их повреждения при плавании в узкостях и при швартовных операциях;
уменьшение общего к. п. д. СЭУ.
На двухвинтовых судах гребные винты установлены разного шага, т. е. на левом борту — винт левого
шага, на правом — правого. Наружное вращение винтов (лопасти в верхнем положении движутся к бортам) предпочтительнее и в эксплуатации, потому что уменьшаются вероятность повреждения лопастей винта плавающими предметами и заклинивание гребных винтов битым льдом.
Улучшение маневренности этих судов достигается за счет того, что каждый из винтов разнесен на некоторое расстояние от ДП судна. А это создает плечо и появляется разворачивающий момент, который улучшает поворотливость судна. Двухвинтовое судно за счет маневрирования (реверсов) винтами может развернуться без помощи руля. При работе обоих винтов на передний или задний ход и при положении руля прямо судно будет меньше уклоняться в стороны.
Двухвинтовое судно разворачивается на небольшой акватории (а короткие суда на месте), для чего
необходимо работать винтами «враздрай», т. е. одной машине задается режим переднего хода, а другой — заднего. В этом случае передний ход задается на одну ступень меньше заднего.
Для транспортных судов с двумя винтами поступательное движение улучшает поворотливость судна.
Трехвинтовые суда обладают маневренными свойствами одно- и двухвинтовых судов. При наличии трех
винтов судно может в широких пределах менять циркуляцию. Для разворота такого судна требуется небольшая акватория. В этом случае обычно работают средним винтом на передний ход, а бортовыми «враздрай », руль должен быть переложен на борт в сторону разворота судна.
На четырехвинтовых судах винты попарно расположены с каждого борта. Управляемость этими судами такая же, как и двухвинтовыми,а техническое обслуживание и управление с мостика усложняются.