Rate this post

Успешное проведение спасательных операций при аварии судна во многом зависит от быстрого и умелого спуска спасательных средств на воду и правильного поведения находящихся там людей. Это определяется различными правилами и документами. Здесь надо указать Устав службы на судах Министерства морского флота, Наставление по борьбе за живучесть судна (НБЖС) и введенное с 1 июля 1986 г. Руководство по оставлению  судна. Особое значение и сложность представляет спуск спасательных шлюпок на воду. Перед началом спуска необходимо разнести и закрепить фалини, отдать леерное ограждение на палубе и ввинтить пробки в сливное отверстие шлюпки. После этого отдают найтовы шлюпки и стопоры шлюпбалок. Найтовы могут крепиться каждый к своей шлюпбалке или иметь общий глаголь-гак. Отдача
стопоров производится поворотом маховика винтового  шпинделя. В некоторых спусковых устройствах отдача найтовов и освобождение от стопоров сблокированы. В таких случаях при отдаче стопоров автоматически отдаются и найтовы. Гравитационные шлюпбалки вываливаются за борт под действием силы тяжести шлюпки, а  удерживаются лопарем шлюпталей при помощи шлюпочной лебедки. Поэтому для обеспечения спуска достаточно ослабить ленточный стопор лебедки, что достигается подъемом рукоятки тормоза. Если рукоятку отпустить, спуск прекращается. При поднятой рукоятке скорость спуска (примерно 1 м/с) регулируется автоматически центробежным тормозом. Для многих современных шлюпок управлять тормозом можно изнутри шлюпки, на нефтеналивных судах подобное устройство  обязательно.

Спуск шлюпки продолжают до тех пор, пока она не окажется на плаву, после чего выкладывают шлюптали. При волнении моря следует постараться опустить шлюпку на подошву волны и выкладывать шлюптали, когда шлюпка поднимается волной вверх. Очень важно, особенно на волнении, выкладывать носовые и кормовые тали одновременно. Для этого спасательные шлюпки часто имеют откидные гаки с общим приводом. В этом случае шлюптали можно выкладывать илюд нагрузкой, т. е. когда шлюпка не коснулась поверхности воды (конечно, не слишком высоко от воды).

Для спуска шлюпок с судна, имеющего большой крен, они снабжены спусковыми салазками, состоящими Из двух полозьев, которые крепят к борту шлюпки. Во время спуска шлюпка скользит на салазках по борту, а когда она достигнет воды, полозья освобождаются.

Посадку людей в спасательные шлюпки удобнее производить на штатном месте установки шлюпки,
т. е. пока она еще на борту и не начат спуск. Для этого здесь устанавливают наклонный трап, обеспечивающий быструю и безопасную посадку. Такой прием особенно желателен для пассажиров. Посадку можно производить с уровня шлюпочной палубы. При этом шлюпку приспускают до уровня палубы и с помощью талей подтягивают к борту судна. Закончив посадку, тали отпускают и продолжают спуск шлюпки. Иногда в процессе спуска в шлюпке находится несколько человек из экипажа, обеспечивающие все нужные операции. В этих случаях пассажиры шлюпки спускаются в нее
по штормтрапам или по шкентелямс мусингами.

Посадку людей в шлюпки необходимо производить быстро и организованно. Выработанные нормы времени посадки (10 мин на грузовых судах и 25 — 30 на пассажирских) носят теоретический характер и в условиях шторма, волнения и холодной погоды нереальны. Это подтверждено большим числом крупных аварий мирового флота. Именно поэтому непрерывно ведутся работы по внедрению более надежных средств спасения.

Спуск спасательных плотов на воду осуществляется значительно проще — путем сбрасывания. Для сбрасывания жесткого плота, установленного и закрепленного на наклонной площадке, достаточно отдать крепление, и плот соскальзывает в воду. Надувные плоты сбрасывают за борт вместе с контейнерами, убедившись перед этим, что свободный конец пускового линя надежно закреплен
на судне.

Для надувания сброшенного за борт плота необходимо выбрать слабину и резко дернуть за пусковой
линь. В результате этого прорезается мембрана в головке газовогс баллона, и в камеру плавучести начинает поступать газ. Давление газа раскрывает контейнер, и плот быстро, в течение не более 1 мин
надувается.

Надутый плот подтягивают за линь и удерживают у борта на время по садки людей. Посадка в этом случаи производится по штормтрапам, а при небольшой высоте борта судна можно прыгать в плот сверху. В штормовых условиях приходится чаете прыгать с борта в море (не забыв на деть спасательный жилет), а затем подплывать к плоту и влезать в него Такой способ в холодную погоду опасен и может вызвать переохлаждена  организма. Поэтому на современны: пассажирских судах устанавливают ся спускаемые плоты.

Все спасательные средства и спусковые устройства должны постоянно находиться в исправном состоянии и быть готовыми в любой момент для немедленного использования.

Все операции по спуску спасательных средств и посадке людей в них подробно объяснены в Руководстве по оставлению судна.

Для лучшей сохранности шлюпка всегда должна быть закрыта парусиновым чехлом. В солнечные дни его снимают для проветривания шлюпки, просушки инвентаря и шлюпочного снабжения. При этом необходимо проверить наличие и доброкачественность неприкосновенного запаса провизии и пресной воды. Недоброкачественные продукты необходимо немедленно заменить новыми.

Спасательные средства следует периодически осматривать и очищать, металлические плоФы и шлюпки своевременно окрашивать, спасательные жилеты периодически просушивать и проветривать. Все замеченные при осмотре дефекты должны быть немедленно устранены.

Уход за надувными плотами в судовых условиях ограничивается внешним осмотром контейнеров без
их вскрытия. Плоты проверяют и ремонтируют на специальных станциях обслуживания.

Шлюпбалки должны быть хорошо расхожены. Для этого их трущиеся части систематически смазывают. Если можно, то эти части следует закрывать парусиновыми чехлами, предохраняющими смазанные части от попадания пыли и влаги. Особого ухода шлюпбалки требуют в зимнее время, когда между отдельными деталями может образоваться лед При обнаружении льда его необходимо удалить, а шлюпбалки провернуть.

Для проверки готовности к действию спасательного устройства, а также умения судового экипажа обращаться с ним на судне регулярно проводят учебные шлюпочные тревоги. Если при тревоге спускают не все шлюпки, необходимо установить очередность спуска, чтобы в течение месяца была испытана каждая из них. Обязанности членов экипажа при шлюпочной тревоге определены расписанием по тревоге. Кроме того, на каждом судне должно быть составлено расписание посадки в шлюпки пассажиров и членов судового экипажа. Расписанием на каждую спасательную шлюпку назначается старшина, который наблюдает за состоянием шлюпки на борту судна и управляет ею после спуска на воду.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий