Rate this post

После неудач на юге Петр обращает свое внимание на Балтийское море. Здесь он, одержав ряд побед над Швецией, в 1703 году закладывает в устье Невы Санкт-Петербург, который вскоре становится главным судостроительным центром России. Ранее морское российское судостроение было сосредоточенно главным образом в Архангельске. Еще в 1701 году казенная Соломбальская верфь завершила постройку шести судов. В 1702 году к приезду царя там были спущены фрегат “Курьер”, бригантина “Святой Илия”; на частной верфи ? два
фрегата: “Меркурий” и “Святой Дух”. В этом же году Петр I основал судостроительные верфи на Ладоге, и в устье реки Сясь, впадающей в Ладожское озеро. На последней были заложены четыре 28-пушечных фрегата, начали постройку шести шмаков, двух бригов и большого количества лодок. В это же время основана и Олонецкая верфь на левом берегу реки Свирь, впадающей в Ладожское озеро. Здесь вскоре завершается постройка семи 28-пушечных фрегатов, которые вместе с построеными на Сяси положили основу Балтийского флота. Первые фрегаты типа “Штандарт” имели длину 27 м, ширину 7 м, были вооружены 28…30 пушками (рис. 10.5). На “Штандарте” был поднят штандарт Петра I с двуглавым орлом, в лапах и на крыльях которого были изображены карты четырех морей: Балтийского, Белого, Каспийского и Азовского, выход к которым был осуществлен в петровские времена. Крупные государственные верфи в те времена называли адмиралтействами (в дальнейшем под адмиралтейством также понимали управление флотом, его хозяйством и поставками для него). Петер-
бургскую, которую заложили в 1704 году, стали называть Главным Адмиралтейством. На чертеже адмиралтейства Петр I собственноручно написал: “Сей верфь государственными работниками или подрядом как лучше, и построить по сему. Для жилья строить мазанки, кузницы обе кирпичные, амбары и сараи из брусьев, но обшить досками. Эллингов построить 17, из них пять шириною по 60 футов, три по 45 и семь по 25 футов”. Также предусматривалась постройка канатного сарая длиной 350 футов, мастерских: длиной 80 футов для изготовления мачт, конопатной длиной 60 футов, малярной длиной 40 футов и для изготовления блоков ? 40 футов, две корпусные мастерские длиной 120 футов. В этом строительстве Петр I учел современный уровень кораблестроительного производства, изучению которого была посвящена его поездка в Голландию и Англию.

Строительство Балтийского флота велось согласно кораблестроительной программе, составленной Петром I предположительно в 1703 году: 12 кораблей, 10 шняв, три флейта, шесть буеров, один буерс, восемь шмак, 10 шкут, 10 галер.

Строительство вплоть до конца 1707 года шло по этой программе, хотя в дополнение к ней строилось большое число скампавей и бригантин.

Галеры и скампавеи (рис. 10.6, 10.7) предназначались для разведки, перевозки войск, высадки десанта и абордажного боя в шхерах Финского залива. Скампавея представляла собой уменьшенную на 30?-40 % венецианскую галеру. Название скампавея образовано из двух итальянских слов: sampare -? исчезать и via ?- прочь, что, по всей вероятности, отражало ее маневренность и быстроту.Скампавея имела длину около 22 м, ширину около 3 м, осадку 0,7 м, 12…18 пар весел и 1?2 мачты с косыми парусами, 1?2 легкие пушки на носу; вмещала до 150 человек, включая абордажную команду. К концу 1707 года шведскому королю Карлу XII удалось вывести из войны почти всех союзников России, поэтому к решающему столкновению со Швецией Петр I укрепляет армию и флот. На Балтике берется курс на строительство линейных кораблей и фрегатов. В это время была принята новая судостроительная программа по Балтийскому флоту: 27 линейных кораблей, от 50 до 80 орудий на каждом, шесть 32-пушечных фрегатов и шесть 18-пушечных шняв. Первым русским линейным кораблем стала “Полтава” (рис. 10.8), которая была заложена в конце 1709 года на Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге и спущена на воду летом 1712 года. Строительством корабля руководил сам Петр I. “Полтава” имела длину 34,6 м, ширину ? 11,7 м, осадку ? 4,6 м, 54 пушки 180-, 12- и 6-фунтового калибров. Корабль участвовал во всех кампаниях в годы Северной войны со Швецией. В мае 1713 года “Полтава” была флагманским кораблем Балтийского флота и прикрывала боевые действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом (ныне Хельсинки). После 1732 года в
связи с ветхостью корабль был исключен из списков флота и разобран.

Сразу же после вступления в строй “Полтавы” Петр I разработал проект нового 64-пушечного линейного корабля, получившего наименование “Ингерманланд” (рис. 10.9), как считают специалисты, лучшего корабля Петра I. “Ингерманланд” был заложен осенью 1712 года корабельным мастером Ричардом Козенцем на Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду весной 1715 года. Это был трехмачтовый двухпалубный линейный корабль длиной 46 м, шириной 12,8 м и осадкой около 5,6 м. Корабль был назван по имени земель, расположенных в устье Невы. (“Ингерманланд” несколько лет был флагманским кораблем русского флота на Балтийском море. В 1716 году он возглавлял объединенные силы русско-датско-англо-голландского флота против шведского. В 1735 году корабль затонул в Кронштадте, находясь на вечной стоянке. В следующем году был разобран.).

Петр I продолжает проектирование и закладку линейных кораблей. Вслед за “Ингерманландом” был построен линейный корабль “Лесное”. (“Ингерманланд”, “Лесное”, “Ревель”, “Гангунт”, “Рига”, “Выборг” и др. ? названия кораблей давались в честь городов и географических мест, где русской армией и флотом были одержены победы.). С целью введения единообразия и достижения хороших мореходных качеств Петр I утвердил чертеж 100-пушечного корабля, выполненный по его эскизам корабельным учеником Качаловым (рис. 10.10).

В первой четверти XVIII века для Балтийского флота было построено 40 линейных кораблей, 38 фрегатов, значительное количество брандеров, шмаков, прамов и большое количество мелких гребных
судов. Строили их, помимо петербургских, Новгородская, Олонецкая, Казанская, Архангельская и другие (всего восемь) верфи.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий