1. Значимость общего впечатления о судне
В практике инспекций портовыми властями иностранных судов этому фактору придается большое значение. Именно на основе первоначального общего впечатления у инспектора начинает складываться мнение о судне и качестве его эксплуатации. Более того, именно характер общего впечатления во многих случаях становится предпосылкой для последующих действий инспектора – при хорошем общем впечатлении инспектор может ограничиться простой проверкой судовых документов, при неблагоприятном – может последовать более детальная инспекция. Об этом прямо указывается в основном документе, которым руководствуются инспекторы:
«…при проведении контроля согласно применимым конвенциям, который может быть вызван, например, информацией о судне, предоставленной государству порта, инспектор может направиться на судно и, прежде чем подняться на борт, получить, путем внешнего осмотра, находящегося на плаву судна, представление об уровне его технического обслуживания, учитывая такие аспекты, как состояние его покраски, сплошная или точечная коррозия или неисправленное повреждение…» (п. 2.2.1), и далее:
«…если, однако, общее впечатление инспектора или визуальный осмотр на борту судна дают очевидные основания полагать, что судно, его оборудование или его экипаж в существенной степени не отвечают требованиям, он должен приступить к более тщательной проверке, принимая во внимание главу 3…» (п. 2.2.5).
Понятие «общее впечатление» применительно к судну не имеет толкования в относящихся к делу официальных документах. Сущность этого понятия достаточно широка и поэтому оно воспринимается всегда субъективно. Общее впечатление о судне обычно складывается из визуально наблюдаемых и казалось бы совершенно разрозненных и не связанных между собой деталей и элементов, которые, однако, заметны для инспектора (как правило, опытного моряка), понятны для него и очень помогают ему составить целостное представление о судне.
С определенной долей условности все упомянутые детали и элементы, из которых складывается общее впечатление о судне, можно объединить в несколько групп, относящихся к:
– наружному состоянию корпуса и надстроек;
– состоянию наружных устройств, систем, механизмов и т.п.;
– экипажу, его внешнему виду, выучке и манере работы и т.п.;
– общему порядку на судне и его внешнему виду в целом.
Общее впечатление обычно формируется в два этапа – первоначальное впечатление, начинающее складываться еще до проведения инспекции и впечатление в процессе инспекции при обходе судна и судовых помещений, а также при более близком знакомстве с экипажем.
2. Первоначальное впечатление
Инспекторам портового контроля рекомендуется извещать капитанов судов о предстоящей инспекции сразу же по приходу судна в порт и согласовывать наиболее удобное время их проведения с тем, чтобы, по возможности, избежать излишних задержек и помех нормальной деятельности судна. Поэтому зачастую бывает так, что предполагающееся к инспекции судно инспектор встречает уже при постановке его к причалу и многие детали он успевает заметить еще до того, как поднимется на борт, при наблюдении за процессом подхода и швартовки.
Так, взаимодействие с буксирами, слаженность работы палубной команды при ошвартовке, состояние швартовных концов, состояние трапа и его оснастки, вахта у трапа и другие подобные детали во многом помогут опытному инспектору составить представление о судовом экипаже. С другой стороны, наличие вмятин и гофров бортовой обшивки, наличие и размеры пятен коррозии, постоянная течь из шпигатов, общее состояние покраски бортов, грузовая марка и марки осадки и т.п. также становятся элементами впечатления о состоянии корпуса.
На судне при следовании к капитану инспектор может заметить многое, что поможет ему еще более расширить первоначальное представление о судне. Некоторые инспекторы, стараясь увидеть как можно больше, намеренно просят сопровождающего офицера провести к капитану окольными путями. При этом оценивается не только состояние палуб, надстроек, наружных механизмов и устройств, но и состояние дверей, внутренних проходов, трапов, ограждения, наличие указателей, стандартных обозначений и нумерация, чистота и порядок на пути следования, освещение и вентиляция, а также многое и многое другое, за что может «зацепиться» внимательный взгляд инспектора.
Короче говоря, при представлении капитану инспектор уже имеет, хотя и беглое, но сложившееся у него первоначальное впечатление о судне.
Первоначальное впечатление, полученное на основе беглой оценки случайных деталей в большинстве случаев оказывается верным, но недостаточным. Поэтому очень редко бывает так, что найдя судовые документы в исправности и получив от капитана дополнительную информацию о судне и его экипаже, инспектор докладывает портовым властям об удовлетворительном исходе инспекции и судну разрешается свободная практика. Это может относиться, в основном, к сравнительно нестарым судам известных судоходных компаний, которые плавают под флагами развитых морских стран, состоят под техническим надзором зарекомендовавших себя классификационных обществ и эксплуатируются грамотными национальными экипажами, поддерживающими свои суда в хорошем состоянии. Такие суда, если они и имеют несоответствия конвенционным требованиям, то эти несоответствия не сказываются на мореходных качествах и не представляют опасности для человеческой жизни на море или для среды.
3. Впечатление о судне в результате его обхода
Более целостное представление о судне может быть получено в результате его специального обхода. Закончив проверку судовых документов и найдя их исправными, инспектор пожелает убедиться окончательно в том, что безопасность плавания (с учетом особенностей предстоящего рейса) и находящихся на судне людей, а также защита морской среды от загрязнения обеспечивается в соответствии с требованиями конвенций. С этой целью будет предпринят специальный обход судна и главными предметами внимания инспектора в этом случае будут:
– целостность и водонепроницаемость корпуса, герметичность закрытий всех видов вырезов в палубах, бортах, надстройках и других отверстий, ведущих внутрь судна;
– наличие и состояние стационарных и переносных противопожарных средств и устройств, противопожарного инвентаря, средств индивидуальной защиты и т.п.;
– наличие и состояние коллективных и индивидуальных спасательных средств;
– наличие и состояние расписания по тревогам с точным распределением обязанностей всех членов действующего экипажа, проверка срабатывания аварийной сигнализации;
– наличие и состояние конвенционного радиооборудования и, в первую очередь, средств подачи сигналов бедствия;
– состояние загрузки по отношению к грузовой марке, расположение палубного груза, посадка судна и наличие крена;
– практика удаления с судна грязных вод, смесей, отходов, мусора и т.п.;
Конечно, осмотру могут подвергнуться и другие виды судовых устройств, систем, оборудования и снабжения, однако, статистика инспекций подтверждает, что именно перечисленные позиции подлежат осмотру в первую очередь. Если даже при скоротечном осмотре инспектор найдет, что наличие и состояние перечисленных средств и оборудования является удовлетворительным или имеет незначительные несоответствия, это послужит укреплением его положительного мнения о судне и судну будет предоставлена свободная практика. Однако, если инспектор обнаружит серьезные несоответствия, которые, по его мнению, могут быть чреваты потенциальной опасностью для людей, судна и среды, то такие несоответствия могут быть расценены как «явные основания» для проведения более деятельной инспекции.
4. Общее впечатление о судне
Выше отмечалось, что общее впечатление о судне складывается на двух этапах – на основе первоначального наблюдения и в результате специального обхода судна. Решающим этапом, естественно, является второй, т.к. представление о судне, полученное в результате осмотра судна непосредственно на его борту является более обоснованным. Представление о судне на втором этапе может либо подтвердить первоначальное мнение, либо изменить его на противоположное, но оно уже явится тем общим впечатлением, на основе которого инспектор примет решение о дальнейшей судьбе судна.
Инспектор государства порта может появиться и в тех случаях, когда судно зашло в порт для устранения полученных в рейсе повреждений, то есть он придет не для проведения «плановой» инспекции, а для контроля предпринимаемых мер по восстановлению поврежденного. И хотя в таких случаях это не будет являться главной задачей инспектора, общее впечатление о судне у него обязательно сформируется и можно быть уверенным, что оно также скажется и на оценке действий по устранению повреждений, и на оценке судна в целом.