Rate this post

Судостроение в древнем Египте

Древнеегипетское судостроение принято подразделять на ряд периодов. I период (додинастический, 5300?3500 гг. до н. э.) ? папирусные гребные лодки месяцеобразного профиля, широкие, плоскодонные с малой осадкой. Изготавливались они из связок папируса, которые сплетались в изогнутые маты с поднятыми концами. Для соединения папируса в связки и маты использовались канаты из папируса. Рулевое весло устанавливали в корме. Уже на этих ранних конструкциях древние судостроители применили прямоугольный парус на мачте, раскрепленной с помощью канатных вант. Тростник как кораблестроительный материал начал использоваться в Египте, потому что эта страна чрезвычайно бедна лесом. Именно поэтому на Ниле суда из древесных стволов в виде однодеревок не могли появиться первыми, как это происходило в местах, богатых лесом. Поскольку основной технологической операцией при изготовлении судна в те времена было связывание стеб-
лей тростника и собранных из них матов, то даже в более поздние времена египтяне говорили не о постройке, а о связывании судов (рис. 2.1).

В парусных судах египтян нос и корма дополнительно стягивались с помощью каната, что создавало более жесткую и прочную конструкцию. На Суэцком перешейке, условной географической границе Африки и Азии, египтяне открыли “Великую черноту” ? систему горько-соленых озер, по которым впоследствии прошла нижняя часть Суэцкого канала. Здесь в вершине Суэцкого залива к середине XXVI века до н. э. фараон Сахура построил первую судостроительную верфь. Тростниковые суда строили не только египтяне, но и жители бассейна рек Тигр и Евфрат. Есть предположение, что на таких судах
плавали не только по рекам, но и по морю. В этом отношении интересны такие факты. Найдено изображение тростникового судна времен минойской цивилизации (III?II тысячелетия до н. э.) вблизи острова Крит и на одном из Арголикоских островов, т. е. вдали от судоходных рек. Здесь уместно рассказать об известном норвежском исследователе XX века Туре Хейердале, первым занявшемся реконструкцией древних тростниковых лодок. Папирусная лодка “Ра-1” (рис. 2.2) является копией древнеегипетского судна. Ее построили из 12 тонн папируса с африканского озера Чад. Экипаж ? семь человек. Продолжительность пути ? 56 дней, протяженность плавания ? 5000 км. “Ра-1” вышла из Сафи в Марокко в мае 1969 года. Экипаж был подобран в Атлантическом океане в июне 1969 года. Из-за жестокого шторма они не добрались до берегов Америки (лодка затонула).

Парусная лодка “Ра-2” ? копия древнеегипетского судна. Была построена из папируса боливийскими индейцами аймаро с озера Титикака (на этом озере до сих пор строят такие суда из тростника). Основные характеристики “Ра-2”: длина ? 17 м; ширина ? 5,2 м; поверхность парусов ? 48 м2. Экипаж ? 9 человек. Протяженность плавания ?5700 км. “Ра-2” вышла в плавание от западных берегов Марокко
и 17 мая 1970 года причалила к острову Барбадос. “Тигрис” ? камышовое парусное судно, построенное из иракского тростника (рис. 2.3). Это самое крупное из всех судов Хейердала: длина 15 м. Протяженность пути (Ирак ? Эфиопия) ? 7000 км. Продолжительность плавания ? пять месяцев. “Тигрис” стартовал в ноябре 1977 года из Ирака и весной 1978 причалил к Джибути в районе Эфиопии у северо-восточных берегов Африки.

II период (эпоха династий фараонов 3200?2240 гг. до н .э.) ? развитие деревянного судостроения.
Деревянные суда начали строить, применяя доски из акации и смоковницы, которые получали распиловкой их свилеватых стволов. Длина этих судов 25?30 м, ширина 3,5?4,0 м (рис. 2.4). Изображение подобного судна найдено в гробнице фараона Сахура в Мемфисе (рис. 2.5). Конструктивные особенности судов: киль внутренний, к нему крепились поперечины, а к последним ? обшивка на деревянных кницах (рис. 2.6). Обшивка и крепления связей почти в прямом смысле “пришивались” с помощью канатов. Для обшивки использовались короткие доски из низкорослой акации. Для укрепления корпуса вокруг бортов шел плетеный канат, а нос и корма связывались центральным ка-
натом на стойках, который закручивался, как пружина, с помощью

поперечных стоек. Таким образом, еще в те древнейшие времена кораблестроители нашли прогрессивный даже по нашим нынешним меркам принцип предварительно напряженной конструкции. В то же время в канатном методе крепления усматривается преемственность в судостроительной технике с периодом тростникового судостроения. Двуногая съемная мачта с высоким прямоугольным парусом ставилась посередине судна. На кормовом помосте устанавливалось шесть руле-
вых весел. Гребли короткими веслами без уключин (как на современных каноэ).
III период ? во времена Нового Царства, со II тысячелетия до н. э. В египетском судостроении появился новый материал ? стволы ливанского кедра. Это позволило увеличить размеры судов до длины 30?40 м, ширины 4,0?6,5 м, водоизмещение их возросло до 60?80 т. Обшивка ? из длинных досок (рис. 2.7). Более длинные доски позволяют обеспечить более высокую прочность новых судов. У них исчезает внешняя обвязка ? канат. Сохранились продольный канат-стяжка и внутренний киль, носовой и кормовой брусы (форштевень и ахтерштевень). На мачте устанавливался прямой парус на двух реях (с загнутыми концами). Якорем служил камень с отверстием для каната. Изображение такого
судна сохранилось в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (рис. 2.8).

В 1952 году у пирамиды Хеопса было найдено древнейшее египетское судно (возрастом около 4,5 тыс. лет (рис. 2.9). Его длина 43,5 м, ширина 5,9 м, водоизмещение 40 т. На судне было всего шесть пар
весел длиною 7,8 м и два кормовых весла длиною 6,8 м. А между тем это судно “шитой конструкции” имело развитый днищевой набор, состоящий из центрального продольного бруса, опирающегося на стойки, и 67 поперечных днищевых балок. В пазах продольного бруса-киля устанавливались пришитые к бортам бимсы для настила палубы.

Судно реставрировано и выставлено для обозрения в музее. Интересно, что это судно нашли в разобранном состоянии в траншее, вырубленной в известняке. 650 деталей были аккуратно уложены в
13 слоев и засыпаны щебнем. Реконструкция этого судна продолжалась 16 лет. Смолистые доски из кедра хорошо сохранились. Удалось представить и технологию постройки: доски внешней обшивки собирались встык и скреплялись веревками. Герметизация продольных швов осуществлялась рейками. На поперечные днищевые балки канатами крепился продольный брус. Канатами крепились и бимсы, и
доски палубы. В воде доски корпуса набухали, канатные стяжки обтягивались, судно становилось водонепроницаемым.

По приказу царицы Хатшепсут было построено транспортное судно-баржа водоизмещением 1,5 тыс. т для перевозки двух каменных обелисков массой по 350 т от Асуана в город Фивы. Длина судна 63 м, ширина 21 м, осадка 2 м. Судно буксировалось лодками. Для управления в корме было установлено четыре рулевых весла. Имеются письменные свидетельства строительства в древнем Египте многоярусного судна с четырьмя тысячами гребцов. Его длина 128 м, ширина 17 м, а водоизмещение 3 тыс. т. Высота носа и кормы над водой составляла 22 м, высота мачты ? 40 м, длина весел верхнего
яруса ? до 19 м. Сообщение кажется сомнительным, но древние египтяне ? известные мастера грандиозных строений.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий