В 1805 году вводится военное николаевское губернаторство (просуществовало 100 лет). Губернатор ? главный командир Черноморского флота, он же губернатор Николаева и Севастополя. Первым губернатором стал маркиз де Траверсе.
В начале XIX столетия правительство Александра I принимает ряд мер по улучшению руководства флотом и повышению его боеспособности. Учреждается Морское Министерство, а в 1803 году ? Комитет образования флота. Был разработан штатный состав Российского военно-морского флота. Выглядел он так:
Балтийский флот ? всего судов 242, из них линейных кораблей ? 27, фрегатов ? 26, гребных судов ? 189; Черноморский флот ? всего судов 169, из них линейных кораблей ?21, фрегатов ? восемь, гребных судов ? 140. Вводится обоснованная классификация кораблей. Основное ядро флота ? линейные корабли трех рангов. Корабли, имевшие по 100 и больше пушек (до 120), относились к первому рангу, на кораблях второго ранга устанавливали по 74?…100 пушек, третьего ранга ? от 64 до 74. Водоизмещение линейных кораблей доходило до 4500 т и больше, состав команды ? 800?…1000 человек.
За линейными кораблями следовали фрегаты водоизмещением 700?…1000 т, на вооружении которых было 25, 34 и 44 пушки. Большое значение приобрели корветы с вооружением до 30 пушек. Гребные га-
леры перестали строить (последняя в России была построена в 1796 году, однако парусно-гребные канонерские лодки для защиты подступов к Петербургу строились до 1854 г.).
После десятилетнего перерыва в Николаеве началось строительство судов на адмиралтейской верфи. Закладываются:
8-пушечная яхта “Твердая” (1806 г.);
бригантины “Десна”, “Днестр” (1807 г.);
74-пушечный линейный корабль “Лесной” (1809 г.);
44-пушечный фрегат “Миневра” (1809 г.);
74-пушечные линейные корабли “Кульм”, “Николай” (1810, 1811 гг.);
военные транспорты “Дунай”, “Прут” (1810 г.).
Новый перерыв в строительстве судов связан с войной 1812 года. В 1811 году маркиза де Траверсе сменяет вице-адмирал Н.Л. Языков, а в 1816 году ? вице-адмирал А.С. Грейг. С именем Грейга связано
начало интенсивного строительства судов, развитие судостроительных мощностей (ремонт эллингов в Николаевском адмиралтействе; проектирование и постройка еще трех эллингов, в том числе одного
на левом берегу Ингула для крупных линейных кораблей 100-пушечного ранга).
В 1816 году началась постройка 48-пушечного фрегата Флора” (рис. 11.16), который впервые был выведен в море без камелей. Это было знаменательное событие в истории николаевского судостроения, которому предшествовали большие дноуглубительные работы с помощью специальной землечерпалки. Строил и провел в Очаков “Флору” Ф.Ф. Беллинсгаузен (первооткрыватель Антарктиды).
В 1817 году был построен линейный корабль “Норд-Адлер” 74-пушечного ранга и 52-пушечный фрегат “Поспешный”. В 1820 году ушел в плавание первый на Черном море пароход “Везувий” с паровой машиной мощностью 20 л. с. (деревянный корпус).
В 20-е годы был построен ряд пароходов: “Метеор”, “Молния” (80 л. с.), 14-пушечный “Громоносец” (100 л. с.). В 1826 году строится первый на Черном море пассажирский пароход “Одесса” (70 л. с.).
Интенсивность судостроения в Николаеве возрастает настолько, что не хватает государственного адмиралтейства. Возникают частные “вольные судостроительные верфи”. Первую из них заложили за
адмиралтейством на Ингуле, построил ее одесский купец М. Серебряный. Вторая, еще выше по Ингулу, закладывается херсонским купцом Маркусом Варшавским, третья ? Спасская ? черниговским помещиком А.А. Перовским. На ней были построены с подряда линейные корабли “Анапа”, “Императрица Екатерина II” 84-пушечного ранга, крупный фрегат. Всего в двадцатые годы на адмиралтейской и частных верфях было построено 95 различных судов, в том числе девять линейных кораблей: “Пантелеймон”, “Париж”, “Императрица Мария”, “Чесма” и другие 80- и 112-пушечного ранга.
84-пушечный линейный корабль “Императрица Мария” (рис. 11.17, 11.18) был заложен в 1826 году и спущен на воду в 1827 году. Имел длину 59,6 м, ширину 15,6 м, 96 пушек на борту. Участвовал в русско-турецкой войне 1827?1829 годов. Тимберован в 1834 году, обращен в блокшив в 1843 году. “Императрица Мария” был первым кораблем, выполненным по “параболическому методу”, предложенному шведскимученым-кораблестроителем Чапманом и внедренному в Николаевское судостроение адмиралом А.С. Грейгом. По “параболическим” теоретическим чертежам впоследствии в Николаевском адмиралтействе были построены линейные корабли: “Чесма”, “Адрианополь”, “Память Евстафия”, “Варшава”; фрегаты: “Тенедос”, “Эривань”, “Архипелаг”; транспорты: “Сухум-Кале”, “Редут-кале”, “Чайка”; яхта “Резвая”, всего 54 судна.
Представление о размерах кораблей тех времен дает линейный корабль “Варшава” 120-пушечного ранга, который проектировал
А.С. Грейг: три палубы, водоизмещение ? 4799 т, экипаж ? 950человек.
Рост производительности Николаевских верфей позволил сосредоточить все строительство Черноморского флота в Николаеве, в 1827 году адмиралтейство в Херсоне закрывается.
В 1831 году Черноморский департамент преобразуется в Главное управление Черноморского флота и портов, штаб и канцелярия которого располагаются в Николаеве (рис. 11.19). Председатель этого управления является командующим Черноморским флотом и портов, в подчинении которого находились порты Николаева, Севастополя, Херсона, Дуная. В 1833 году главным командиром становится контрадмирал М.П. Лазарев (николаевский и севастопольский губернатор), сменивший А.С. Грейга.
После спуска “Варшавы” на николаевской адмиралтейской верфи закладывается двухдечный палубный линейный корабль 84-пушечного ранга “Силистрия”, командиром которого был капитан 2-го ранга П.С. Нахимов.
До Крымской войны (1854 г.) адмиралтейская верфь поставила флоту трехдечные линейные корабли “Три Святителя”, “Двенадцать Апостолов”, “Париж”, “Великий князь Константин” 120-пушечного ранга, девять линейных кораблей 84-пушечного ранга, девять фрегатов, 26 корветов, бригов, шхун, пять вооруженных пароходов, 42 канонерские лодки, более 40 вспомогательных судов.
В Спасском адмиралтействе построены линейные корабли 84-пушечного ранга “Гавриил”, “Уриил”, “Ягудиил”.
Линейные корабли 120-пушечного ранга были самыми большими и мощными парусными судами Черноморского флота, водоизмещение их достигало 5,5 тыс. т, длина ? 63 м, ширина ? 18 м, они развивали скорость хода до 10 уз.
Об одном из линейных кораблей того времени николаевской постройки ? “Двенадцать Апостолов” (рис. 11.20, 11.21) следует сказать особо. Его заложили 4 октября 1838 года, спустили на воду 15 июля 1841 года. Руководил постройкой капитан Степан Чернявский, наблюдал за постройкой вице-адмирал М.П. Лазарев. Водоизмещение ? 4790 т, длина ? 63,7 м, ширина 18,1 м. Площадь парусов (без лиселей) ? 2900 м2.
Вооружение ? 130 пушек и каронад, в том числе двадцать восемь 68-фунтовых (214 мм) бомбических, экипаж ? около 1000 человек (12 офицеров, 65 унтер-офицеров). При попутном ветре развивал скорость 12 уз.
Считается, что “Двенадцать Апостолов” ? это выдающийся образец деревянного парусного судостроения. Современники отмечали, что строители разрешили в нем трудную задачу ? сочетание громадности с необыкновенным изяществом форм и превосходными мореходными качествами. Первый командир этого корабля капитан 1-го ранга В.А. Корнилов дал ему такую характеристику: “Так хорош, что трудно лучше”. ” Двенадцать Апостолов” часто изображал на своих картинах известный художник-маринист И.К. Айвазовский. Не только линейные, но и другие суда строились весьма качественно. Деревянное судостроение совершенствовалось, но в это же время пробивало себе дорогу металлическое судостроение. М.П. Лазарев настоял на заказе в Англии 15 военных судов с металлическим корпусом и паровыми машинами 180 л. с. По его представлению российское правительство разрешило строительство в Николаеве пароходного завода при адмиралтействе (не был построен). Уже после смерти Лазарева в 1852 и 1853 годах были заложены крупнейшие винтовые парусники 135-пушечного ранга “Синоп” и “Цесаревич”. Всего в Николаеве до начала Крымской войны (1854 г.) было построено 270 боевых кораблей, составивших основу Черноморского флота парусного периода*). Среди них линейные корабли: 74-пушечные ? “Лесной” (1811 г.), “Кульм” (1813 г.), “Николай” (1816 г.), “Норд-Адлер” (1820 г.), “Пармен” (1823 г.); 80-пушечный “Пантелеймон” (1823 г.); 84-пушечные ? “Святой Павел” (1794 г.), “Императрица Мария” (1827 г.), “Чесма” (1828 г.), “Анапа” (1829 г.), “Память Евстафия” (1830 г.), “Адрианополь” (1830 г.), “Императрица Екатерина II” (1831 г.), “Силистрия” (1835 г.), “Султан Махмуд” (1836 г.), “Трех иерархов” (1838 г.), “Гавриил” (1839 г.), “Селафаил” (1840 г.), “Уриил” (1840 г.)”, “Варна” (1842 г.), “Ягудиил” (1843 г.), “Ростислав” (1844 г.), “Святослав” (1845 г.), “Храбрый” (1847 г.), “Чесма” (1849 г.), “Императрица Мария” (1853 г.); 110-пушечный ? “Париж” (1826 г.); 120-пушечные ? “Варшава” (1833 г.), “Три Святителя” (1838 г.), “Двенадцать Апостолов” (1841 г.), “Париж” (1849 г.), “Великий Князь Константин” (1852 г.); фрегаты: 26-пушечный “Легкий”; 44-пушечные ?
“Святой Николай” (1790 г.), “Минерва” (1811 г.), “Флора” (1818 г.), “Поспешный” (1821 г.), “Флора” (1839 г.),”Кагул” (1843 г.), 50-пушечный “Григорий Великия Армении” (1791 г.); 60-пушечные ? “Тенедос” (1828 г.), “Еривань” (1829 г.),”Варна” (1830 г.), “Энос” (1831 г.), “Бургас” (1832 г.), “Агатополь” (1834 г.), “Месемврия” (1840 г.), “Мидия” (1843 г.), “Кулевчи” (1847 г.); 16-пушечная шхуна “Ласточка” (1838 г.) ? рис. 11.22.
Строились также и менее крупные суда ? корветы, бриги, шхуны и другие типы.