Оценить

История Николаевского кораблестроения была с высокой достоверностью и полнотой восстановлена во второй половине XX столетия благодаря научным исследованиям профессора НУК Ю.С. Крючкова. Особенности ряда первых кораблей николаевской постройки исследовал доцент НУК А.Г. Сацкий.

Первым Николаевским кораблем, как уже отмечалось, был 44-пушечный фрегат “Святой Николай” (спущен на воду в 1790 г.). Длина корпуса этого фрегата была (без форштевня) 45,7 м, ширина 12,95 м, глубина трюма составляла 4,42 м. Расчетная осадка носом  5,84 м, кормой ? 6,25 м, объемное водоизмещение  1795 м3, весовое  1840 т. Коэффициент полноты мидель-шпангоута 0,74. Необходимая остойчивость обеспечивалась загрузкой 320 т твердого балласта.

По архивным данным в 1795 году, фрегат был вооружен двадцатью двумя 24-фунтовыми и двадцатью 18-фунтовыми орудиями, четырьмя 7-фунтовыми пушками и четырьмя единорогами, т. е. всего 50 орудий (рис. 11.9, 11.10). (Разница в сведениях по артиллерийскому вооружению объясняется тем, что по проекту на “Святом Николае” предусматривалось 44 орудия).

Фрегат нес четыре яруса парусов, на изготовление которых, включая запасные комплекты, подвесные койки и другие нужды, ушло 8700 м2 парусины (в том числе 3500 м2 равендука, 2900 м2 канифаса и 300 м2 тика). Уже в первом переходе в Севастополь из Очакова, где он окончательно вооружался и достраивался, “Святой Николай” показал хорошие мореходные качества. 31 июля 1791 года в составе эскадры под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова  главного командира Черноморского флота  он принимал участие в победоносном сражении с турками у мыса Калиакрия. Затем успешно действовал в составе объединенного российского флота в борьбе с французами в Средиземном море, штурме крепости Корфу в 1797 году.

Второе судно (заложено в сентябре 1790 г.)  фрегат “Григорий Великия Армении”. В этом же году заложены акаты)  20-пушечные “Святая Ирина” и № 2 (длиной около 20 м, шириной около 8 м, осадкой около 3,3 м).

На новой верфи проектируется 90-пушечный трехмачтовый линейный корабль “Святой Павел” (заложен в 1791 году). Он стал флагманским кораблем русской эскадры адмирала Ф.Ф. Ушакова. “Святой Павел” по величине и вооружению являлся самым крупным плавучим сооружением на Черном море в те годы (рис. 11.11). Его размеры: длина 54,9 м, ширина 15,24, глубина трюма 6,25 м.

Общая высота грот-мачты от степса) до клотика 62 м при максимальном диаметре 0,98 м, диаметр бушприта 0,91 м, длина 21,34 м. 90 орудий располагались в трех ярусах: двадцать четыре 18-фунтовых орудия на палубе бака и шканцах, четыре четвертькартаульных единорога на юте, двадцать шесть 24-фунтовых орудия и шесть картаульных единорогов пудового калибра на верхней палубе, двадцать четыре 36-фунтовых орудия и шесть картаульных единорогов на нижней батарейной палубе.

Период стапельной постройки этого линейного корабля составил 32 месяца, что в четыре раза превышало длительность нахождения на стапеле “Святого Николая”. Первые два года строительством руководил А.П. Соколов, освободившийся после постройки первого фрегата.

После спуска первую зиму корпус простоял на Буге напротив поселка Спасского (ныне речной пассажирский порт). Часть деталей корпуса подгнили, они были заменены. Весной 1795 года подкреплялись палубы и монтировались строительные стрелы для установки мачт и бушприта. Вооружение орудиями и окончательная достройка производились в Очакове. В июне-июле 1797 года “Святой Павел” под флагом вице-адмирала Ф.Ф. Ушакова перешел в Севастополь и совершил двухмесячное плавание вдоль Черноморских берегов, показав при этом высокие мореходные качества.

В следующем году как флагман русской эскадры “Святой Павел” отправился в Средиземное море, где участвовал в знаменитом штурме крепости Корфу. После возвращения эскадры в Севастополь перешел в Очаков для разгрузки, затем три года ремонтировался в Николаеве в адмиралтействе. В 1804 году перевозил войска на остров Корфу. В результате сильного шторма были повреждены грот- и бизаньмачта, затем фок-мачта, оборвался руль, разошлись швы обшивки. Простояв у берегов Турции, после ремонта возвратился в Севастополь. При обследовании принимается решение сначала о разборке, а затем об использовании его в качестве плавучей батареи для защиты Севастополя.

Через четыре года Черноморский департамент принял решение сделать из “Святого Павла” плавучий кран для установки мачт на ремонтируемые корабли. Но обследование показало, что корпус к дальнейшей службе уже не пригоден, и 20 января 1810 года командование флота доложило в Петербург о разборке корабля.

 

В 1791 году умирает князь Потемкин, в 1792 году  М.Л. Фалеев. Но задуманное Потемкиным сосредоточение судостроения в Николаеве постепенно осуществляется. В 1794 году главный командир Черноморского флота адмирал Н.С. Мордвинов переезжает в Николаев, а в 1796 году Черноморское адмиралтейское правление полностью переводится в Николаев из Херсона.

Город быстро растет, строятся административные, гражданские и жилые здания (рис. 11.12, 11.13).

В связи с все большей специализацией Севастополя как главной  военно-морской базы и ростом Черноморского флота значительный объем ремонтных работ производился также и в Николаеве.

Сегодня в Николаеве на Потемкинской улице установлена памятная доска Г.А. Потемкину (рис. 11.14), а на Флотском бульваре воздвигнут памятник М.Л. Фалееву (рис. 11.15).

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий