Самостоятельная отшвартовка
Отсутствие ветра и течения. Основным способом отшвартовки является отшвартовка кормой: оставляется носовой шпринг, руль перекладывается в сторону причала, машине дается самый малый передний ход. Под действием боковой силы руля корма отходит от причала. Дается задний ход и выбирается шпринг. Угол между диаметральной плоскостью судна и причалом в момент реверса должен быть таким, чтобы при реверсе, когда судно пришвартовано левым бортом (под действием боковых сил винта корма судна идет влево), корма не навалила на причал.
При невозможности отшвартовки кормой используется отшвартовка носом: оставляется кормовой шпринг, и кратковременной работой машины на задний ход отводят нос от причала на 10—15°.
Затем отдают и выбирают шпринг, и когда он выбран, машине дают передний ход. Руль в момент дачи переднего хода перекладывают на небольшой угол в сторону причала для отбрасывания кормы, а затем постепенно перекладывают его от причала.
Отжимной ветер. При близком к траверзу ветре оставляют носовой и кормовой продольные. Потравливая их, регулируют скорость и направление отхода судна от причала под действием ветра. Затем отдают и выбирают швартовы. Когда выбран на борт кормовой продольный, дают ход машине.
При ветре по носу оставляют кормовой шпринг и носовой продольный. Потравливая продольный, отводят нос судна от причала. Дальнейшая последовательность действий аналогична отшвартовке носом при отсутствии ветра.
При ветре с кормы оставляют носовой шпринг. Когда корма под действием ветра отойдет от причала, дают задний ход и выбирают шпринг.
Прижимной ветер. В большинстве случаев самостоятельная отшвартовка невозможна и необходимо использовать буксиры.
Встречное течение. Оставляют кормовой шпринг и носовой продольный. Потравливая продольный, отводят нос судна от причала. Отдают продольный. Дальнейшая последовательность действий аналогична отшвартовке носом при отсутствии ветра.
Попутное течение. Оставляют кормовой продольный и носовой шпринг. Потравливая продольный, отводят корму от причала на
30—40°. Отдают продольный и после того, как он выбран на борт, дают задний ход. Как только судно тронется назад, отдают и выбирают носовой шпринг.
Отшвартовка судна с подруливающим устройством. Отдаются швартовы, руль перекладывается на борт в сторону причала, НПУ включается на работу от причала и дается самый малый передний ход. Под действием боковых сил от руля и НПУ судно практически лагом отходит от причала.
Отшвартовка судна, стоящего кормой к причалу. Отдаются швартовы и выбираются якорные цепи.
Отшвартовка с помощью буксира (буксиров)
При использовании одного буксира на него подается буксирный трос с носа. Оставляют носовой шпринг, на котором отводят корму от причала, далее отдается шпринг, и буксир отводит нос от причала.
При использовании двух буксиров на них подаются буксирные тросы с носа и кормы, отдаются швартовы и буксиры отводят судно от причала, разворачивая его в нужном направлении.