Rate this post

Радиальная СКП определения места по компасным пеленгам двух навигационных ориентиров оценивается известным выражением:

1

Анализ этих формул приводит к общему выводу, что точность обсервации по двум пеленгам зависит:
* от точности пеленгов — чем меньше погрешности измерения и обработки пеленгов, тем точнее место;
* от угла пересечения пеленгов — чем ближе этот угол к прямому, тем точнее место;
* от дистанций до ориентиров — чем меньше эти дистанции, тем точнее место;
* от коэффициента корреляции (взаимозависимости погрешностей) пеленгов, так как при острых углах Э между пеленгами наличие корреляции приводит к повышению точности, а при тупых углах 0
корреляция ухудшает точность места.

Полная погрешность истинного пеленга т п включает:
— случайные (частные) погрешности т — погрешность наведения пеленгатора на ориентир (0,2°), погрешность отсчета (0,2°).

— повторяющиеся (систематические) погрешности — погрешность установки пелоруса репитера в диаметральной плоскости судна (я 0,2°), погрешность определения поправки гирокомпаса (0,5°—0,7°),
инерционные погрешности гирокомпаса (0,3°—1,0°). Среднее значение полной погрешности истинного пеленга:

2

Оценивая в качестве примера по рассмотренной методике точность обсервации по двум ориентирам, одинаково удаленным на Д= = 3,0 мили, с углом пересечения их пеленгов близким к прямому 0 =90°, при независимых обсервациях г= 0 и при СКП истинного пеленга т =1,5° получим:

3

Погрешность за счет наклона репитера (0,1°—0,2°), погрешность за счет эксцентриситета картушки репитера (0,4°); При определении места судна по трем пеленгам, пеленги, как правило, в одной точке не пересекаются, а образуют треугольник погрешностей. Причиной его появления являются рассмотренные погрешности измерения и обработки пеленгов. Если длина любой из сторон треугольника погрешностей не превышает 0,5 мили, то считают, что причиной его появления являются случайные (частные) погрешности. Такой треугольник называют малым и обсервованное место судна с достаточной для практики точностью принимают в точке пересечения биссектрис внутренних углов треугольника.
Если длина любой из сторон треугольника погрешностей превышает 0,5 мили, то считают, что причиной его появления являются повторяющиеся (систематические) погрешности. Такой треугольник называют большим и для нахождения в нем обсервованного места судна применяют рассмотренный ранее способ «разгона треугольника», который позволяет устранить погрешности, повторяющиеся во всех пеленгах.

Для оценки точности места, полученного по трем равноточным пеленгам, рекомендуется упрощенная формула:

4

где Дср и 9Ср — средние арифметические значения дистанций до ориентиров и острых углов пересечения пеленгов. Оценивая в качестве примера по рассмотренной методике точность обсервации по трем ориентирам, одинаково удаленным на Д ==3,0 мили, с углом пересечения их пеленгов близким к 9 = 120°, при независимых обсервациях г = 0 и с СКП истинного пеленга 1,5° получим:

 

5

Следует иметь в виду, что использование при обсервации избыточного третьего пеленга повышает точность (уменьшает СКП) места примерно на 20%, однако значительно повышает степень доверия к полученным координатам. Увеличение количества линий положения более трех нецелесообразно, так как не приводит к существенному повышению точности определяемого места судна,
значительно усложняя процесс обсервации.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий