Rate this post

В соответствии с определением Главной морской инспекции ММФ столкновение — это аварийное соприкосновение двух или нескольких судов, если они, или хотя бы одно из них, находятся «на ходу» в смысле толкования этого понятия ППСС, но за исклю­чением случаев, когда аварийное соприкосновение судов произо­шло в результате и в процессе выполнения швартовных операций: при подходе одного судна к другому или отходе судна от судна.

В последние годы нередко допускаются отклонения от указан­ной четкой формулировки. Так, столкновения с судами на якоре и при плавании в караване (помимо ледовых и упомянутых в самом термине «столкновение») иногда называют навалами, что противо­речит логике события. Действительно, главное отличие навала от столкновения — в преднамеренности первого. Любая швартовка судна к другому судну или причалу является преднамеренным действием и сопровождается навалом, или соударением. При ава­рийном навале в результате неверных действий или по каким-либо иным причинам сила соударения превышает допустимую. Столк­новение же, как правило, является результатом непреднамеренных действий. Более того, факт столкновения в большинстве случаев свидетельствует о неэффективности мер, принятых для его предот­вращения.

Таким образом, замена понятия «столкновение» понятием «на­вал» столь же неправомерна, сколь неправомерно представление о столкновении судов как о действии преднамеренном (злоумыш­ленные действия или таран кораблей противника не рассматри­ваются).

В соответствии с положением о порядке расследования аварий морских судов аварией называется такой случай, в том числе и столкновение, в результате которого оно  теряет мореходность на срок двое суток или более. Такие случаи расследуются капитанами портов и подлежат контролю главной морской инспекции. При потере мореходности на меньший срок столкновение считается аварийным происшествием и расследуется судовладельцем. Другие случаи, не вызвавшие потери мореходности и простоя, к аварийным не относятся. Следует отметить, что неаваринные случаи часто влекут за собой по прошествии определенного времени значитель­ные материальные потери.

Пароходства ММФ не пренебрегают расследованием упомяну­тых случаев, однако в целом им придается меньшее значение, чем столкновениям, приведшим к более серьезным или более нагляд­ным последствиям.

Это приводит к тому, что меры по предотвращению столкнове­ний основываются в первую очередь на последствиях действий, а не на самих действиях.

Наиболее полное исследование должно было бы охватывать и те случаи, где налицо была явная аварийная ситуация и столкно­вение «чуть не произошло». Однако попытки некоторых авторов собрать такие сведения пока не привели к положительным резуль­татам.

Для проведения более полного анализа учтены как аварии и аварийные происшествия, так и неаварийные столкновения.

К учету приняты все самоходные морские суда ММФ, более 500 брт, кроме судов технического и портового флота. Проблема предотвращения столкновений небольших судов, постоянно рабо­тающих в портах и на рейдах, имеет свои особенности и должна быть изучена дополнительно.

Все пароходства ММФ, суда которых приняты к учету в настоя­щей книге, разбиты на три группы по признакам географического расположения и преобладающих условий плавания, что важно для проведения технического анализа.

К Южному бассейну отнесены Черноморское, Азовское, Ново­российское, Грузинское и Каспийское пароходства, к Северо-Запад­ному –Балтийское, Латвийское, Эстонское, Северное и Мурман­ское, к Дальневосточному — Дальневосточное, Камчатское и Сахалинское.

На графике (рис) приведены данные, показывающие дина­мику числа столкновений и числа столкнувшихся судов ММФ за период с 1960 по 1969 г.

Под термином «случай» следует понимать столкновение, одним из участников которого является судно ММФ.

При столкновении двух судов ММФ различных пароходств случай в соответствии с положением о порядке расследования аварий числится за тем из них, чья вина больше. Под числом столкнувшихся судов понимаются все суда ММФ участвовавшие в столкновениях, в том числе и между собой. Таким образом, столкновение между двумя судами ММФ считается как один слу­чай с двумя столкнувшимися судами, числящимися за теми паро-ходствами (пароходством), которым они принадлежат.

Учет числа столкнувшихся судов необходим по нескольким причинам:

– каждое из них несет известные убытки, являющиеся частью общих потерь от столкновений;

– для более объективной оценки состояния данного вида аварий­ности;

– в бюллютенях Ливерпульской ассоциации страховщиков, со­держащих статистические сведения об авариях судов мирового флота и используемых нами для сравнения, приводится именно число столкнувшихся (вовлеченных) судов, а не количество столк­новений.

Число столкнувшихся судов ММФ всего на 10% больше числа столкновений. Это свидетельствует о том, что суда ММФ сталки­ваются между собой сравнительно редко. Для наглядности на графике (см. рис) число случаев и число столкнувшихся судов приближенно осреднены прямыми 1 и 2. Для удобства сравнения прямая числа столкнувшихся судов 2 смещена ниже числа слу­чаев 1. Обе величины имеют фактически совпадающую тенденцию роста. Отметим, что при быстром росте флота все меньшая его часть участвует в столкновениях. Однако абсолютная величина этой уменьшающейся части все еще остается высокой. Это еще раз подчеркивает актуальность проблемы предупреждения столк­новений судов.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий