Первая конференция, организованная Международной морской организацией (ИМО) в 1960 была посвящена морской безопасности. Эта конференция приняла Конвенцию СОЛАС, которая вступил в силу в 1965 г. и заменила версию, принятую в 1948 г.
СОЛАС-1960 г – конвенция, охватывающая широкий диапазон мер, разработанных для улучшения условий безопасности судоходства.
Безопасность судов и их команд – главная цель ИМO. Конвенция СОЛАС 1960г. была основным международным инструментом по вопросам морской безопасности, и в соответствии с новыми достижениями в области безопасности вводились дополнения и изменения к конвенции. Однако из-за сложной процедуры принятия новых изменений к конвенции, ни одно из дополнений к конвенции не вступило в силу.
Ни одна из этих Поправок к Конвенции 1960 г. фактически не стала международно-признанной.
Исправить сложившуюся ситуацию с целью необходимости усовершенствования более быстрого принятия поправок к конвенции была созвана в 1974 Конференция ИMO для принятия новой международной конвенции по безопасности человеческой жизни на море, на которой будут приняты поправки, принятые к Конвенции 1960 г.
Конвенция СОЛАС-74 вступила в силу 25 мая 1980г.
Конвенция предусматривает, что договаривающиеся правительства обязуются выполнять положения конвенции и приложения к ней, а также издавать законы, декреты, приказы и правила и принимать все другие меры, для полного осуществления положений Конвенции.
Перевозка опасных грузов регламентирована правилами главы VII Конвенции СОЛАС.
В соответствии с этими правилами Международной морской организацией (ИМО) разработан и постоянно совершенствуется Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ)
МК МПОГ состоит из 4 частей и Дополнения:
- Часть I – Информация и инструкции для всех опасных грузов, включая Алфавитный и ООН числовые списки
- Часть II – Классы 1, 2 и 3:
Информация и инструкции к каждому веществу, материалу или изделию данного класса.
- Часть III – Классы 4.1, 4.2, 4.3, 5.1 и 5.2:
Информация и инструкции к каждому веществу, материалу или изделию данного класса.
- Часть IV – Классы 6.1, 6.2, 7, 8 и 9:
Информация и инструкции к каждому веществу, материалу или изделию данного класса.
Дополнение состоит из следующих разделов:
- список сокращений единиц
- аварийные мероприятия (EmS)
- руководство по оказанию первой медицинской помощи (MFAG)
- кодекс безопасной практики для твердых навалочных грузов (BC Сode)
- порядок сообщений с судов
- упаковка в грузовые транспортные единицы
- использование пестицидов на судах
- перевозка ядерных материалов (INF Code)
- приложение.
Общее Введение, в I части МК МПОГ, включает следующее
Содержание:
1 Преамбула
2 Конвенции
3 Международная конференция по охране человеческой жизни на море 1960 г.
4 Применение Кодекса
5 Классификация
6 Стандартизация метода определения температуры вспышки
7 Идентификация, нанесение маркировки, знаков опасности и предупредительных знаков опасных грузов
8 Знаки опасности, предупредительные знаки, маркировочные знаки и информационные знаки
9 Документация для перевозки опасных грузов
10 Упаковка
11 Таблицы пересчета
12 Контейнерные перевозки
13 Съемные цистерны и автоцистерны
14 Размещение
15 Разделение
16 Пожарная безопасность
17 Перевозка опасных грузов на судах ро-ро
18 Опасные грузы в ограниченных количествах
19 Перевозка опасных грузов в лихтерах на лихтеровозах
20 Химическая стабильность опасных грузов
21 Требования по регулированию температуры
22 Утверждение компетентным органом (включая перечень названий и адресов офисов назначенных национальных компетентных органов для контакта)
23 Загрязнители моря
24 Перевозка твердых навалочных материалов, обладающих химической опасностью
25 Перевозка твердых опасных грузов в крупногабаритных упаковках и съемных цистернах
26 Контейнеры малой грузоподъемности (КМГ)
27 Перевозка отходов
Международная конвенция
по предотвращению загрязнения с судов
1973/78 г. (МАРПОЛ 73/78).
Огромный рост объемов транспортировки нефти морем, размеры танкеров, увеличивающееся количество химикалий, которые попадают в море, явилось предпосылкой к принятию в 1969 г. в ИMO международного соглашения по безопасности морской среды.
Технические меры по обеспечению безопасности морской среды включены в пять Приложений к МАРПОЛ, которые предусматривают:
- Приложение I .Загрязнение нефтью
- Приложение II. Загрязнение вредными жидкостями наливом
- Приложение III. Загрязнение вредными веществами в упакованном виде
- Приложение IV. Загрязнение сточными водами
- Приложение V. Загрязнение мусором
ПРИЛОЖЕНИЕ III К КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ-73/78
ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ПЕРЕВОЗИМЫМИ МОРЕМ В УПАКОВКЕ
Правило 1 Применение
1 Если специально не предусмотрено иное, правила настоящего Приложения применяются ко всем судам, перевозящим вредные вещества в упаковке.
1.1 Для целей настоящего Приложения “вредными веществами” являются вещества, которые определены как загрязнители моря в Международном кодексе морской перевозке опасных грузов (МК МПОГ).
1.2 Руководство по определению вредных веществ в упаковке приведено в дополнении к настоящему Приложению,
1.3 Для целей настоящего Приложения “упаковка” определяется как формы грузовых емкостей, указанные для вредных веществ в Кодексе МК МПОГ.
2 Такие перевозки вредных веществ, осуществляемые не в соответствии с положениями настоящего Приложения, запрещены,
3 В дополнение к положениям настоящего Приложения Правительство каждой Стороны Конвенции издает или поручает издание подробных требований по упаковке, маркировке, ярлыкам, документации, укладке, предельным количествам и исключениям в целях предотвращения или сведения к минимуму загрязнения морской среды вредными веществами.
4. Для целей настоящего Приложения порожние упаковки, ранее использовавшиеся для перевозки вредных веществ, сами рассматриваются как вредные вещества, если только не были приняты надлежащие предупредительные меры для того, чтобы обеспечить отсутствие в них какого-либо остатка, представляющего вред для морской среды.
5 Требования настоящего Приложения не применяются к судовым запасам и судовому оборудованию.
Правило 2 Упаковка
Упаковки должны отвечать требованиям сведения к минимуму опасности для морской среды с учетом их специфического содержимого.
Правило 3 Маркировка и нанесение знаков опасности
1 Грузовые места, содержащие вредное вещество, маркируются надежной долговечной маркировкой с правильным техническим наименованием (одни коммерческие названия применять нельзя) и они должны надежно маркироваться или снабжаются надежным долговечным ярлыком (знаком опасности), указывающими, что вещество является загрязнителем моря. Такое обозначение дополняется, где это возможно, также и любым другим способом, например, указанием соответствующего номера вещества по Списку опасных грузов ООН.
2 Метод маркировки правильного технического наименования или снабжения ярлыками грузовых мест, содержащих вредное вещество, является таковым, чтобы эта информация поддавалась распознанию на грузовых местах, находившихся в море в погруженном состоянии по меньшей мере в течение трех месяцев. При выборе подходящих маркировки и ярлыков учитывается долговечность применяемых материалов и поверхности грузового места.
3 На грузовые места, содержащие небольшие количества вредных веществ, требования по маркировке могут не распространяться.
Правило 4 Документация
1 Во всех документах, относящихся к морской перевозке вредных веществ, в которых перечисляются такие вещества, используется правильное техническое наименование каждого такого вещества (одни коммерческие названия применять нельзя), и вещество обозначается дополнительными словами “ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ МОРЯ”.
2 Транспортные документы, представленные грузоотправителем, должны включать подтвержденные подписью свидетельство или декларацию о том, что предъявляемый к перевозке груз надлежащим образом упакован, маркирован или снабжен ярлыками и находится в пригодном к перевозке состоянии, обеспечивающем сведение к минимуму опасности для морской среды, либо сопровождаться такими свидетельством или декларацией.
3 Каждое судно, перевозящее вредные вещества, должно иметь специальный реестр или манифест с перечислением находящихся на борту вредных веществ и указанием их размещения на судне. Вместо такого специального реестра или манифеста может использоваться подробный грузовой план, на котором представлено расположение имеющихся на борту вредных веществ. Копии таких документов сохраняются также на берегу у судовладельца или его представителя до выгрузки этих вредных веществ. Копия одного из этих документов предоставляется перед отходом судна лицу или организации, назначенным властями Государства порта.
4 При наличии на судне специального реестра, манифеста или подробного грузового плана, предписываемых Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками для случая перевозки опасных грузов, документы, предписываемые настоящим правилом, могут быть объединены с документами, предписываемыми для перевозки опасных грузов. В случае объединения этих документов проводится четкое разграничение между опасными грузами и вредными веществами, на которые распространяется действие данного Приложения. Копия одного из этих документов должна представляться перед отходом судна лицу или организации назначенным властями Государства порта.
Правило 5 Размещение
Вредные вещества размещаются и закрепляются так, чтобы свести к минимуму опасность для морской среды без ухудшения безопасности судна и находящихся на борту людей.
Правило 6 Предельные количества
Некоторые вредные вещества по обоснованным научным и техническим причинам могут требовать запрещения их перевозки либо ограничения количества, которое может перевозиться на борту любого судна. При ограничении перевозимого количества учитываются должным образом размер, конструкция и оборудование судна, а также характер упаковки и свойства вещества.
Правило 7 Исключения
1 Выбрасывание за борт вредных веществ, перевозимых в упаковке, запрещается, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море.
2 С учетом положений настоящей Конвенции принимаются соответствующие меры, основанные на физических, химических и биологических свойствах вредных веществ, для контролирования смыва за борт утечек при условии, что применение таких мер не ухудшает безопасности судна и находящихся на борту людей.
ДОПОЛНЕНИЕ
РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В УПАКОВКЕ
Для целей настоящего Приложения вредными веществами являются вещества, определяемые по любому из следующих критериев:
- В значительной степени биоаккумулируемые и по имеющимся данным создающие опасность для морских живых организмов и здоровья человека (категория опасности “+” в колонке А*); или
- биоаккумулируемые с сопутствующим риском для морских живых организмов или здоровья человека и ненадолго сохраняющие свои свойства, в течение недели или менее (категория опасности “Т,” в колонке А); или
- способные приводить морские живые организмы в непригодность к употреблению в пищу (категория опасности “Т” в колонке А); или
- высокотоксичные для морских живых организмов, что соответствует в единицах БС50/96* час величине менее части на миллион (категория опасности “4” в колонке В).
* Концентрация вещества, при которой в определенный период временя (обычно 96 часов) погибнет 50% группы подвергающихся воздействию испытываемых организмов. ЬС50 часто выражается в мг/л (частей на миллион).
Национальные правила
Российские национальные Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ) в настоящее время соответствуют требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 r. (СОЛАС-74), Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 г. (МАРПОЛ 73/78) и требованиям Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ) с Поправками 28-96.
В соответствии с решениями, принятыми в мае 2000 года на 72 сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) с 01 июля 2001 года вводятся в действие Поправки 30-00 МК МПОГ.
Новая структура МК МПОГ, принятая в Поправках 30-00, гармонизирована с Типовыми правилами Рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов.
Кроме МК МПОГ и национальных Правила МОПОГ, регламентирующих перевозки опасных грузов в упаковке, в российском законодательстве перевозки отдельных видов и классов опасных грузов регламентируются:
- Правилами морской перевозки разрядных грузов:
- Правилами безопасности морской перевозки не зерновых навалочных грузов (Правила ННГ);
- Общими и специальными правилами перевозки наливных грузов;
- Правилами перевозки грузов в контейнерах морским транспортом,
и государственными стандартами:
- ГОСТ 19433 – 88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»;
- ГОСТ 26319 • 84 “Грузы опасные. Упаковка»;
Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).
В необходимой степени учитывают требования таких международных документов как, Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (IMDG Code), Рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов, а также государственных стандартов России: ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», ГОСТ 26319 «Грузы опасные. Упаковка».
Правила морской перевозки разрядных грузов
Указанные правила регламентируют морскую перевозку взрывчатых веществ, боеприпасов и ядовитых сильнодействующих веществ и устанавливают общие положения перевозки и организации погрузочно-разгрузочных работ, требования к упаковке и маркировке грузов, порядок оформления документов, технические условия перевозки разрядных грузов на судах.
Правила безопасности морской перевозки не зерновых навалочных грузов (Правила ННГ)
Правила ННГ включают необходимые меры по безопасной упаковке и размещению опасных грузов, предосторожности по отношению к другому грузу. Требования Правил ННГ корреспондируются с положениями Кодекса безопасной практики для твердых навалочных грузов (Code ВС).
Общие и специальные правила перевозки наливных грузов
Настоящие Правила распространяются на перевозки нефти и нефтепродуктов, химических веществ, сжиженных газов, пищевых и других наливных грузов, подпадающих под МК МПОГ.
Аналогично с международными требованиями в Правилах МОПОГ, Правилах ННГ и в Правилах перевозки наливных грузов предусмотрено одно из главных требований к транспортному документу на опасные грузы – предоставление основной информации об опасности предъявляемого к перевозке груза – Декларации об опасном грузе.