Международная морская организация ИМО разработала для цели предупреждения посадок намели стандарт точности судовождения “Accuracy Standard for Navigation” и приняла его резолюцией А.529(13) от 17.11.1983 г. Названный стандарт ИМО содержит требования к точности текущего места судна взависимости от его скорости и расстояния до ближайшей опасности независимо от средств и способов, обеспечивающих эту требуемую точность.
Под навигационной опасностью подразумеваются нанесенные на карту или обнаруженные препятствия и несудоходные глубины, а также границы опасных и запретных районов.
В стандарте ИМО плавание подразделяется на две фазы:
• акватории портов и подходы к ним, включая все районы, где затруднено маневрирование судна;
• другие районы.
Граница между этими видами плавания четко не определяется и зависит от конкретныхусловий. При плавании в стесненных условиях требования к точности судовождения ненормируются, а ставятся в зависимости от местных условий. При плавании в других районах соскоростью до 30 узлов текущее место судна должно быть известно с погрешностью не более4% расстояния до ближайшей опасности, но не более 4 миль. При этом точность места должнаоцениваться вероятностно 95%-ной фигурой погрешностей с учетом случайных исистематических погрешностей.
Минимальные требования к Всемирной радионавигационной системе, принятые резолюцией А.815(19) касаются обеспечения общего мореплавания и прежде всего задач непрерывного счисления пути на электронных картах, контроля и управления движением по заданной траектории, наблюдения за судами, выдачи данных в средства Глобальной морской системы при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) и использовании другими системами.
Требования, связанные с рыбным промыслом, гидрографическими работами и обеспечением других специфических задач, могут быть в разработанной в настоящее время в ИМО морской политике в отношении будущей Глобальной навигационной спутниковой системы (Резолюция А.860(20) от 27 ноября 1997 г.) сформулированы основные требования к ней, к которым, в частности, относятся: точность – не хуже 10 м (Р = 0,95), доступность – 99,8% (за 30 суток работы и дискретность определения места чаще 2 с). Эти требования могут быть выполнены с использованием комплексированных (интегрированных) приемоиндикаторов, широким внедрением различного класса дифференциальных подсистем и обеспечением надежной высокоточной взаимной увязки систем координат, используемых на судне, а также шкал времени.
Системы ГНСС.
Глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС) предназначены для определения положения объектов на поверхности Земли. В настоящий момент получили широкое распространение две системы: ГЛОНАСС (Россия) и NAVSTAR – GPS (США).
В соответствии с положениями новой Главы 5 “Безопасность мореплавания” Конвенции СОЛАС, безусловным требованием, касающимся как судов, построенных до 1 июля 2002 г., так и позднее этого срока, является дополнительное оснащение всех судов независимо от их размера приемниками ГНСС или другой радионавигационной системы, действующей в районе плавания.
Большинство доступных на рынке приемных систем способно работать как с сигналами ГЛОНАСС, так и GPS.
NAVSTAR – GPS.
Система NAVSTAR (Navigation Satellite Time and Ranging – навигационный спутник измерения времени и координат), часто именуемая GPS (Global Positioning System – глобальная система позиционирования), позволяет практически в любом месте Земли (за исключением приполярных областей) определить местоположение и скорость объектов. Основой системы является космический сегмент, который образован орбитальной группировкой, номинально
состоящей из 24 основных НКА (Навигационный космический аппарат) и 3-х резервных НКА.
НКА находятся на 6 круговых орбитах высотой примерно 20000 км, наклонением 55° и равномерно разнесенных по долготе через 6024 GPS-спутника, движущихся над поверхностью Земли на высоте 20180 км. GPS – спутники излучают специальные сигналы в диапазоне 1575,42 МГц.
Передаваемые спутниками навигационные сигналы, принимаются GPS – приемниками, которые на основе метода триангуляции полученных сигналов позволяют определить местоположении объекта. Используемый в гражданском применении C/A – код (coarse-acquisition) позволяет определить координаты объекта с точностью до 100 м.