Как правило, можно считать, что на судне, не имеющем хода относительно воды, ЦВ находится по другую сторону миделя, от силы, действующей на судно. Например, руль или другая поперечная сила, действующая в кормовой части судна, образует ЦВ впереди миделя,
Когда судно получает продольное движение относительно воды, то это результат воздействия движущей силы, которой может быть сила, создаваемая гребным винтом судна, либо инерция судна, а лобовое сопротивление действует в противоположном направлении. Лобовое сопротивление — это сопротивление воды впереди судна, которая должна вытесняться движущимся судном. Чем быстрее идет судно относительно воды, тем больше лобовое сопротивление. Величину •лобового сопротивления можно считать равной примерно 1/4 движущей силы, кода судно идет с постоянной скоростью. Это в чем-то произвольная оценка, поскольку величина лобового сопротивления воды изменяется в зависимости от формы судна и его скорости. При увеличении сопротивления трения, вызываемого обрастанием корпуса, будет уменьшаться скорость судна и вследствие этого снижаться доля лобового сопротивления в общем сопротивлении воды. Однако используем среднее значение, равное 25 %, для представления о лобовом сопротивлении, выражаемом в цифрах, которые, можно использовать в ситуациях, когда силы, действующие на судно, представлены численными величинами. Тогда временное понижение или увеличение процентного отношения укажет на ускорение или замедление движения судна.
Начальный ЦВ на судне, следующем передним ходом с постоянной скоростью, будет находиться примерно в 1/4 длины судна от носа; на заднем ходу он располагается примерно в 1/4 длины от кормы.
Вращательное движение может быть результатом нескольких сил, действующих на судно одновременно. Тогда положение ЦВ зависит от величины и точки приложения этих сил. Поскольку ЦВ смещается с изменением величины или при сдвиге точки приложения одной силы, действующей на судно, несколько сил создают усилие, степень которого меняется в зависимости от положения ЦВ.