При определении места судна заблаговременно выбирают на берегу три ориентира с расчетом, чтобы углы между их пеленгами были в пределах от 60 до 120°. В быстрой последовательности измеряют пеленги каждого ориентира, при взятии третьего пеленга замечают время и отсчет лага (ОЛ). Исправляют пеленги поправкой компаса и прокладывают на карте. Обсервованное место, обозначаемое при визуальных наблюдениях кружком с точкой в его центре, принимают в точке пересечения линий пеленгов.
Рядом записывают время и ОЛ, замеченные при наблюдениях. Координаты обсервованного места снимают с карты и вместе с направлением и величиной невязки записывают в судовой журнал.
Для получения обсервованного места судна достаточно иметь две линии положения. Третий пеленг используется как контрольный. Контрольная линия положения позволяет решить целый ряд задач: избежать промаха при опознании ориентиров или взятии отсчетов по компасу, обнаружить и устранить влияние ошибки в поправке компаса, а также уточнить значение
поправки компаса на данном курсе. Три линии положения на карте пересекаются в одной точке только в том случае, если наблюдения, вычисления и прокладка не содержали никаких ошибок. На практике линии пеленгов часто образуют треугольник, называемый треугольником погрешности. Причинами
его появления могут быть:
• промахи при опознании ориентиров или при взятии отсчетов по картушке компаса;
• ошибки от неодновременного взятия пеленгов. Для их уменьшения применяют специальные
приемы. Так, в общем случае первыми пеленгуют ориентиры, расположенные ближе к диа-
метральной плоскости судна, т. е. находящиеся на более острых курсовых углах. Пеленги
таких предметов меняются медленнее, и, следовательно, неодновременность пеленгования
сказывается меньше.
• случайные ошибки пеленгования. При нормальных условиях наблюдений они невелики и не
приводят к появлению большого треугольника погрешности;
• ошибки в поправке компаса, принятой для исправления пеленгов.
Ночью, чтобы сократить время между моментами пеленгования, этот порядок может быть
изменен. Первыми пеленгуют маяки, на измерение пеленгов которых затрачивается больше
времени. Например, если в видимости судоводителя имеются проблесковые и затмевающиеся
огни, то первыми, дождавшись проблеска, пеленгуют проблесковые огни, а затем
затмевающиеся.
При скорости судна, большей 15 -18 уз, и небольших (2 – 3 мили) расстояниях до ориентиров
эти меры оказываются недостаточными. В этом случае для исключения влияния ошибки взятые пеленги приводят к одному моменту, измеряя их в таком порядке: три пеленга берут в обычной последовательности, а затем повторно измеряют пеленги второго и вслед за ним первого ориентиров. Время и отсчет лага замечают при взятии третьего пеленга. Для исправления поправкой компаса и прокладки на карте получают три отсчета компасных пеленгов:
ОКП’1 = (ОКП1 + СКП5)/2,
ОКП’2 = (ОКП2 + ОКП4)/2,
ОКП3 остается без изменений;
Для установления причин появления треугольника погрешностей проводят анализ обсервации.Чтобы убедиться, что причиной этого не является промах, измерения пеленгов повторяют. Если после повторных наблюдений треугольник не уменьшился, причиной его появления следует считать ошибку в поправке компаса. Следует изменить ее величину на 2—4° в ту или другую сторону. Проложив пеленги, исправленные новой поправкой, получают на карте второй треугольник погрешности. Если измененное значение поправки компаса оказалось ближе к ее истинной величине, то второй треугольник уменьшится по сравнению с первым, и наоборот. Соединив сходственные вершины этих треугольников отрезками прямых, получают в их пересечении точку М, которая является обсервованным местом судна, свободным от влияния систематической ошибки в ?К. После получения места судна можно вычислить верное значение поправки компаса. Для этого соединяют точку М с ориентирами на карте и измеряют транспортиром полученные истинные пеленги. Сравнив их с компасными пеленгами тех же ориентиров, находят три значения поправки компаса АК=ОИП-ОКП. Среднее арифметическое из полученных результатов принимают за действительную поправку на данном курсе. Пользоваться описанным приемом для нахождения верного места судна следует только в том случае, если величина сторон треугольника погрешности 0,5 мили и более. Если его стороны меньше указанной величины, то вероятное место судна принимают в центре треугольника, относя причину его возникновения к случайным ошибкам. Способ определения места судна по трем пеленгам является одним из наиболее точных в судовождении. Он сочетает сравнительную простоту производства наблюдений и вычислений с возможностью исключений промаха, а также систематической ошибки в поправке компаса. Средняя ошибка определения места судна по трем пеленгам при нормальных условиях наблюдений составляет 0,1-0,4 мили. Следует изменить ее величину на 2—4° в ту или другую сторону. Проложив пеленги,исправленные новой поправкой, получают на карте второй треугольник погрешности. Еслиизмененное значение поправки компаса оказалось ближе к ее истинной величине, то второйтреугольник уменьшится по сравнению с первым, и наоборот. Соединив сходственныевершины этих треугольников отрезками прямых, получают в их пересечении точку М, котораяявляется обсервованным местом судна, свободным от влияния систематической ошибки в ?К.После получения места судна можно вычислить верное значение поправки компаса. Для этогосоединяют точку М с ориентирами на карте и измеряют транспортиром полученные истинныепеленги. Сравнив их с компасными пеленгами тех же ориентиров, находят три значенияпоправки компаса АК=ОИП-ОКП. Среднее арифметическое из полученных результатовпринимают за действительную поправку на данном курсе.Пользоваться описанным приемом для нахождения верного места судна следует только в томслучае, если величина сторон треугольника погрешности 0,5 мили и более. Если его стороныменьше указанной величины, то вероятное место судна принимают в центре треугольника,относя причину его возникновения к случайным ошибкам.Способ определения места судна по трем пеленгам является одним из наиболее точных всудовождении. Он сочетает сравнительную простоту производства наблюдений и вычисленийс возможностью исключений промаха, а также систематической ошибки в поправке компаса.Средняя ошибка определения места судна по трем пеленгам при нормальных условияхнаблюдений составляет 0,1-0,4 мили.