Оценить

В теории управляемости приходится иметь дело с изучением движения судна на криволинейной траектории. При этом без существенных погрешностей, можно рассматривать движение судна в плоскости ватерлинии или параллельной ей плоскости. Таким образом, задачу определения элементов криволинейного движения судна можно рассматривать как плоскую задачу динамики.
Для описания такого движения вводят две системы координат — неподвижную Х0О0 У0 , и подвижную ХGУ, жестко связанную с судном. Направление осей неподвижной системы координат выбирается таким образом, чтобы в начальный момент она совпадала с подвижной. Угол Ψ, образуемый с диаметральной плоскостью (ДП) и осью Х0, называется углом курса. Угол курса может быть выражен через другие углы, а именно через:
– центральный угол дрейфа, измеряемый между мгновенным. вектором скорости центра тяжести (ЦТ) судна и диаметральной плоскостью (β);
– угол траектории или угол скорости (φ) , измеряемый между вектором скорости и осью Х0.
Движение судна может быть задано проекциями скорости ЦТ на подвижные оси и угловой скоростью. Однако во многих случаях более удобной оказывается другая система кинематических параметров – модуль скорости ЦТ судна │V│, угол дрейфа (β), и угловая скорость (Ω). Обе системы кинематиче-ских параметров связаны между собой соотношениями, ясными из рис. 1.1

кинематические параметры судна

1

Все эти величины являются размерными кинематическими характеристиками, пригодными для описания любого вида маневра судна. Тем не менее, для сопоставления управляемости различных судов, и для пере-хода от модельных испытаний к натуре и т.п. более удобными оказываются безразмерные характеристики:

2

где V0 — скороcть судна на прямом курсе;
L- длина судна по действующей ватерлинии;
τ— безразмерное время.

Величина безразмерной угловой скорости является безразмерной кривизной траектории ЦТ судна:

3

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий