Понятие мореходности. Одним из условий безопасной и эффективной перевозки грузов морем является хорошая мореходность судов. Мореходностью обычно называется способность судна к безопасному плаванию в условиях интенсивного морского волнения и ветра с возможностью эффективного использования всех бортовых систем и механизмов. Иначе говоря, мореходность – это комплекс свойств, обеспечивающих судну выполнение своего назначения в заданных гидрометеорологических условиях. Она зависит от размеров, архитектуры, формы обводов, нагрузки судна, соотношения его размерений и параметров морских волн, от интенсивности и курсового угла волнения, скорости судна и ряда других факторов. Мореходность определяется плавучестью, остойчивостью, ходкостью, управляемостью, непотопляемостью, плавностью качки судна. Однако понятие «мореходность» имеет более узкий смысл, чем термин «мореходные качества». Оно объединяет только свойства судна, существенные при плавании в условиях ветра и волнения.

К ним относятся:
– качка на волнении;
– обусловленные волнением и качкой напряжения элементов корпуса, перегрузки главного двигателя, устройств, механизмов;
– заливание и забрызгивание палубы и надстроек;
– оголение носовой части днища и подверженность слемингу;
– потеря скорости из-за возрастания сопротивления движению судна и ухудшения условий работы гребного винта;
– снижение остойчивости и ухудшение управляемости;
– приспособленность к пребыванию людей в морских условиях.

Последнее свойство определяется герметичностью помещений, возможностью беспрепятственного сообщения между надстройками и отсеками в штормовую погоду, степенью защищенности экипажа на открытых местах работы от ветра, дождя и брызг, физиологической и психологической способностью экипажа выполнять свои функции.

Обеспечение мореходности.

Мореходность судна обеспечивается:

• конструктивно (формой корпуса; достаточной его общей, местной прочностью и герметичностью; достаточной высотой надводного борта; отсутствием выступающих частей за бортом; удалением механизмов, люков трюмов, надстроек от форштевня; установкой на баке волновых отбойников для защиты объектов на палубе от волн и водяных струй и для предотвращения принятия на нее большой массы воды; и т.д.);

• правильной загрузкой (достаточной для плавания в штормовых условиях остойчивостью, прочностью корпуса и др.);
• действиями судоводителей и экипажа перед рейсом и на переходе (планированием перехода и его коррекцией в рейсе, подготовкой судна к штормовым условиям, выбором режима движения, балластировкой и др.).

Подготовка к штормовым условиям. Для избежания неблагоприятных последствий плохой погоды экипажем проводятся мероприятия по своевременной подготовке судна к плаванию в штормовых условиях. Перед выходом в море, независимо от водоизмещения, района и продолжительности рейса, преобладающих условий погоды, судно с находящимся на нем грузом, судовым снаряжением и инвентарем должно быть полностью подготовлено к плаванию в штормовую погоду.

В пути при получении сведений или наличии признаков надвигающегося шторма проверяются: рулевое устройство; закрытия грузовых люков; надлежащее крепление грузового устройства, вооружения, а также крепление палубного груза (если таковой имеется) и всех предметов, которые при качке могут прийти в движение; исправность действия клинкетных дверей водонепроницаемых переборок, надежность закрытия воздушных и мерительных трубок на открытых палубах; надежность крепления и закрытия спасательных шлюпок и т.д. Устраняется статический крен (если он имеется), опробываются водоотливные средства. В целях предотвращения попадания забортной воды в корпус судна: закрываются клюзы якорных цепей, а также выходящие на открытую палубу световые люки, горловины; задраиваются глухарями бортовые иллюминаторы, особенно находящиеся вблизи ватерлинии; раструбы наружных вентиляторов закрываются чехлами и поворачиваются по ветру. Водонепроницаемые двери, которые не мешают сообщению внутри судна, закрываются, остальные подготавливаются к закрытию. По возможности ликвидируются свободные поверхности в танках, если необходимо, то заполняются балластные отсеки, а те, которые не подлежат заполнению, держат пустыми. При необходимости используются дополнительные крепления палубных грузов. Все эти действия проводятся в кратчайшие сроки до ухудшения погоды, поскольку в дальнейшем выполнение многих из них может быть затруднено.

Меры обеспечения мореходности подготовленного к плаванию в шторм судна включают в себя:
– решения перед выходом в рейс (задержка в порту из-за плохой погоды);
– заблаговременные решения в рейсе до встречи со штормом (изменение маршрута для избежания тяжелых условий, изменение балластного состояния);
– решения в процессе плавания в штормовых условиях (изменение скорости или скорости и курса судна для уменьшения интенсивности неблагоприятных явлений). Очевидно, чем раньше и надежнее можно предсказать
поведение судна в ожидаемых погодных условиях, тем безопаснее и эффективнее можно осуществлять эксплуатацию судна.

Анализ мореходности судна обычно включает три частные задачи:
– определение параметров, характеризующих внешние условия (главными из них являются характеристики волнения);
– получение характеристик реакции судна на внешние воздействия;
– установление критериев, позволяющих делать заключение о мореходности судна.

Параметры волнения могут определяться самим судоводителем; выбираться из поступаемых от служб погоды метеорологических бюллетеней, факсимильных карт, сеточных данных; рассчитываться по измерениям параметров качки; приниматься со спутников. В будущем требуемые данные о волнении, включая его спектр, для всех районов Мирового океана будут получаться практически в реальном времени на основе информации спутников, с высокой точностью осуществляющих мониторинг земной поверхности.

Характеристики реакции судна на волнение получаются путем прямых и косвенных измерений с использованием специальных приборов или рассчитываются по параметрам волнения.

Выбор критериев мореходности, их допустимых границ или методик расчета этих пределов производится с учетом возраста судна на основе изучения поведения в условиях волнения конкретных судов с разной загрузкой с использованием экспертных оценок и моделирования реакции судна на волнение.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий