Даже если веретено 15-тонного якоря приподнято над грунтом на угол 5°, теоретически его держащей силы достаточно для удержания танкера дедвейтом 70 тыс. т против 60-узлового ветра (рис. 62).
На практике, однако, мы знаем, что судно начинает “ходить”, отчего подергивается канат и страгивается якорь.
Когда держащая сила якоря с якорной цепью меньше силы, приложенной к судну ветром, течением, машиной или их комбинацией, якорь начинает ползти. Когда якорь поползет, он будет еще удерживать нос судна против ветра. Если характер грунта позволяет, протаскивание якоря безопасно и используется в практике для смещения судна назад. Так же можно использовать якорь и при движении вперед.
Секрет правильного протаскивания якоря в сохранении минимальной скорости и постоянного натяжения якорной цепи. При очень медленном движении в носу судна почти нет подводного сопротивления, а при малом натяжении якорной цепи ЦВ находится достаточно далеко впереди.
Длина якорной цепи составляет примерно 1,5 расстояния от клюза до дна, что предотвращает зарывание лап якоря в грунт. Если судно развивает скорость относительно грунта, якорь практически не оказывает влияния, так как он ползет по грунту. Якорь на грунте хорош для гашения скорости порожнего судна. С другой стороны, инерцию движения груженого судна трудно сдерживать сравнительно слабой силой, создаваемой протаскиванием якоря.
Когда судно чуть движется и ЦВ остается впереди, возникает большой разворачивающий момент, создаваемый упором винта, работающего на минимальных оборотах при руле, переложенном на борт. Это дает возможность удержать корму порожнего судна от смещения при траверзном ветре, в то время как якорь удерживает нос.