Оценить

Даже если веретено 15-тон­ного якоря приподнято над грунтом на угол 5°, теоретиче­ски его держащей силы достаточно для удержания танкера дедвейтом 70 тыс. т против 60-узлового ветра (рис. 62).

Держащая сила якоря

На практике, однако, мы знаем, что судно начинает “ходить”, отчего подергивается канат и страгивается якорь.

Когда держащая сила якоря с якорной цепью меньше силы, приложенной к судну ветром, течением, машиной или их комбинацией, якорь начинает ползти. Когда якорь поползет, он будет еще удерживать нос судна против ветра. Если харак­тер грунта позволяет, протаски­вание якоря безопасно и ис­пользуется в практике для сме­щения судна назад. Так же можно использовать якорь и при движении вперед.

Секрет правильного протаскивания якоря в сохранении минимальной скорости и посто­янного натяжения якорной це­пи. При очень медленном дви­жении в носу судна почти нет подводного сопротивления, а при малом натяжении якорной цепи ЦВ находится достаточно далеко впереди.

Длина якорной цепи состав­ляет примерно 1,5 расстояния от клюза до дна, что предотвра­щает зарывание лап якоря в грунт. Если судно развивает скорость относительно грунта, якорь практически не оказывает влияния, так как он ползет по грунту. Якорь на грунте хорош для гашения скорости порожне­го судна. С другой стороны, инерцию движения груженого судна трудно сдерживать срав­нительно слабой силой, создава­емой протаскиванием якоря.

Когда судно чуть движется и ЦВ остается впереди, возникает большой разворачивающий мо­мент, создаваемый упором вин­та, работающего на минималь­ных оборотах при руле, перело­женном на борт. Это дает воз­можность удержать корму по­рожнего судна от смещения при траверзном ветре, в то время как якорь удерживает нос.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий