Течение мористее Сан-Николаса может быть довольно сильным, временами до 3 уз. Его скорость постепенно уменьшается перед входом в гавань. Вблизи входа возможно противотечение, которое создает волнение, направленное против преобладающего пассата. Здесь большую часть года действует течение от западно-северо-западного до северо-западного направлений.
Уменьшение влияния течение на подходе к порту на последней полумиле (или около того) особенно заметно на судах большей длины, которые боль- шую часть времени должны держать лево руля от 10 до 20°„ Когда нос судна войдет в закрытые воды порта, течение будет| действовать на корму. Под действием инерции корпус судна смещается влево (рис. 58).
Меньшие суда и танкеры в балласте могут удерживаться на достаточном расстоянии к югу от ведущего створа и позволят действующему течению и 20—30-узловому пассату сносить судно по направлению к линии створа (рис. 59).
Критический момент возникает на входе. Когда течение и ветер достаточно сильны, судно будет иметь значительный боковой снос. Это видно при наблюдении за линией створа. Судно будет разворачиваться вправо, поскольку его кормовая часть все еще подвержена действию течения, а носовая уже находится в закрытой акватории. Корма продолжает перемещаться из положения к югу от ведущего створа в положение к северу от него.
Необходимо оценить ситуацию и решить, нужно ли остановить или продолжить разворот вправо, перед тем как положить лево руля для поворота влево. Если судно слишком быстро смещается влево, следует не только не допустить продолжения разворота вправо, но для лучшей управляемости увеличить частоту вращения двигателя во избежание касания рифа левым бортом (рис. 60).
Так как скорость подхода крупнотоннажных танкеров ниже, они дольше подвергаются воздействию течения. Поэтому им при подходе необходимо держаться под более острым углом к течению. Войдя в порт, судно перестает испытывать влияние боковой инерции от течения. Однако, выйдя из течения, судно получит толчок вперед, поскольку продольная инерция и этот толчок прямо пропорциональны скорости течения.
Перекладка руля лево, разворачивающая судно влево, компенсирует боковую инерцию от течения. Так как крупнотоннажные танкеры в грузу на малом ходу и мелководье плохо управляются, мы можем увеличить частоту вращения двигателя для усиления реакции руля.
Крупнотоннажные танкеры требуют большую дистанцию для остановки, поэтому они должны идти медленно и дольше подвергаются воздействию течения. Когда течение направлено в борт, следует предусмотреть большую боковую инерцию. Если судно идет против течения, необходимо учитывать продольную инерцию, когда судно выйдет из него.
Так как акватория во внутренней гавани Сан-Николае ограничена, для гашения инерции крупнотоннажным танкерам помогают три буксира: один тормозящий прямо по корме и по одному с каждого борта в носу. Передние буксиры также помогают в управлении, если назад работает только один буксир. В случае отклонения от курса можно дать команду одному носовому буксиру работать на упор, а другому работать задним ходом (рис. 61).
Дополнительную опасность на входе в порт дает эффект мелководья, могущий вызвать отклонение от курса. Но им можно воспользоваться, если судно находится в правильном положении.