Rate this post

Основные виды претензий. Порядок их предъявления и рассмотрения.

Иск по неразрешенным претензиям, их оформление.

Исковая давность по претензиям и искам.

При морских перевозках грузов между перевозчиком (пароходством) и клиентурой (грузоотправителем, фрахтователем) возникают определенные взаимные обязательства и взаимная ответственность, устанавливаемые законом. Взаимная ответственность сторон по договору морской перевозки в малом каботаже регулируется «Положением об ответственности органов водного транспорта и клиентуры за невыполнение государственного плана».

Основная цель договора морской перевозки заключается в том, чтобы обеспечить выполнение государственного плана, установленного для грузоотправителей и перевозчика. Указанное положение об ответственности запрещает уменьшать установленный планом объем перевозок для каждого грузоотправителя. Замена одного груза другим и изменение пунктов назначения допускаются только при соблюдении определенных условий и с разрешения начальника пароходства.

За невыполнение установленного месячного плана перевозок отправитель и перевозчик несут материальную ответственность на следующих основаниях: перевозчик (пароходство), не подавший перевозочных средств для перевозки груза, обязан уплатить грузоотправителю штраф в установленном проценте от провозной платы за все непринятое против плана перевозок количество груза, приготовленное отправителем к отправке и предъявленное к морской перевозке; грузоотправитель не предъявивший груз к перевозке или предъявивший его в меньшем, чем предусмотрено государственным планом, количестве, обязан уплатить перевозчику (пароходству) провозную плату в установленном размере за все непредъявленное количество груза. За задержку (простой) тоннажа под погрузкой (выгрузкой) сверх установленных для этого сроков отправитель или получатель уплачивает судовладельцу штраф. За досрочную погрузку (выгрузку) судов против установленных для этого сроков перевозчик уплачивает отправителю или получателю вознаграждение. Размер штрафов и вознаграждений устанавливает ММФ и утверждает Госплан СССР. Перевозчик несет ответственность за недоставку груза в установленные сроки и в установленных размерах. Отправитель освобождается от уплаты штрафа: вследствие явлений стихийного характера; при конвенционном прекращении или ограничении перевозок; неиспользования тоннажа, поданного отправителю сверх плановой нормы.

Перевозчик (пароходство) освобождается от уплаты штрафа за неподачу тоннажа: при наличии явлений стихийного характера; при конвенционном прекращении или ограничении перевозок; когда неподача тоннажа вызвана несвоевременным освобождением тоннажа тем же отправителем. За повреждение частей судна при грузовых операциях средствами отправителя или получателя, а также за повреждения судами береговых устройств клиентуры стороны несут материальную ответственность. Грузоотправители обязаны уплатить штраф в установленных размерах за несвоевременную оплату провозных платежей и сборов, причитающихся органам морского транспорта. При наличии обстоятельств, освобождающих отправителя и перевозчика от уплаты штрафа, должны быть оформлены акты в установленном порядке. За утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза перевозчик несет имущественную ответственность в размере действительной стоимости утраченного или поврежденного груза, определяемой в соответствии с действующим положением. Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность произошла не по его вине вследствие непреодолимой силы, опасностей и случайностей на море, спасания человеческих жизней, судов и грузов, действий или упущений отправителя или получателя грузов, скрытых недостатков груза и др. Основные положения ответственности сторон договора морской перевозки груза установлены в главе VIII К.ТМ. Взаимоотношения и ответственность сторон по договору морской перевозки в заграничном сообщении и в большом каботаже регулируются «Положением о взаимной ответственности органов водного транспорта и клиентуры за невыполнение плана перевозок в заграничном сообщении и в большом каботаже» и «Положением о взаимной имущественной ответственности организаций морского транспорта и отправителей за невыполнение плана перевозок экспортных и импортных грузов». При перевозке грузов в заграничном сообщении пароходства и внешнеторговые организации согласовывают и оформляют график подачи судов под погрузку определенных грузов с указанием даты подачи судов, портов погрузки и выгрузки, количества и наименования груза, грузоотправителя и номера фрахтового ордера.

При невыполнении месячных графиков перевозки экспортно-импортных грузов виновная сторона уплачивает штраф: за неподачу или опоздание в подаче каждого намеченного графиком судна в сроки, установленные графиком с допускаемыми отклонениями для линейных и нелинейных судов; за недогруз против указанного в графике количества груза с дозволенными отклонениями; за непредъявление партии груза, указанной в графике для каждого конкретного судна с допускаемыми отклонениями; за изменение пунктов назначения; за задержку судов под грузовыми операциями сверх установленных для них сроков; за утрату, недостачу и повреждение груза; за нарушение сроков доставки грузов. За причинение грузу ущерба во время перевозки, перевалки или хранения, допущенного органами морского транспорта и подтвержденного надлежаще оформленными документами, грузовладелец имеет право предъявить перевозчику претензию на возмещение фактически понесенного ущерба. Под претензией понимается письменное заявление владельца груза или багажа перевозчику (пароходству или порту) с требованием о возмещении фактически понесенного убытка от ущерба грузу, на основании представленных в установленные сроки надлежащих актов и документов, имеющих доказательную силу (коммерческих актов, оригиналов коносаментов, накладных, актов экспертизы, счетов поставщиков и т. п.). К основным видам следует отнести претензии, которые могут быть заявлены по требованиям, вытекающим из: перевозки грузов, а также буксировки плотов в каботаже; перевозки пассажиров и багажа; договора на транспортно-экспедиторское обслуживание; перевозки в каботаже в отношении штрафов и премий; перевозки в заграничном сообщении. Все споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями рассматриваются органами Государственного арбитража, а споры между указанными сторонами на сумму до 100 руб. разрешаются вышестоящими по отношению к должнику органами. Работники коммерческих отделов управлений пароходств и портов ведут учет поступлений претензий, производят проверку документов, требуют недостающие документы, производят ведомственное расследование. По получении всей необходимой документации они производят рассмотрение претензии и подготавливают заключения об удовлетворении претензий или отказе в них с обоснованными мотивами отказа. Подготовленное письменное заключение утверждает начальник пароходства или его заместитель. На каждую претензию заводится претензионное дело, которому присваивается двойной номер — номер дела и номер судна, под которым оно числится в специальном списке. В этом претензионном деле сосредоточиваются все документы, относящиеся к данной претензии, включая и документы ведомственного расследования. Если будет установлено, что претензия относится к ответственности другого вида транспорта, заявленную претензию направляют последнему. При возникновении по претензии частичной ответственности пароходства (порта) и частичной ответственности другого вида транспорта или отправителя пароходство (порт) удовлетворяет признанную часть претензии и пересылает претензию виновной транспортной организации или отправителю с одновременным сообщением об этом заявителю претензии. Уведомление об удовлетворении претензии должно быть подписано начальником пароходства (порта) или его заместителем. При полном удовлетворении претензии документы, приложенные к заявлению о претензии, предъявителю претензии не возвращаются. При полном или частичном отклонении претензии подлинные документы (коносаменты, накладные и др.), приложенные к заявлению о претензии, возвращают предъявителю претензии. Работники коммерческих отделов управлений пароходства (порта) периодически проводят анализ поступивших претензий с выводами и рекомендациями, которые передают на суда и в районы портов. Делопроизводство по искам, предъявленным пароходству клиентурой в Государственный арбитраж, суд, Морскую арбитражную комиссию при Торговопромышленной палате СССР или арбитраж иностранных государств по искам иностранных фирм, осуществляет юридический отдел пароходства. Поступающие копии исковых заявлений клиентуры регистрируют в специальном журнале учета, заводят отдельное исковое дело и присваивают ему номер. Юридический отдел передает исковое дело по перевозкам коммерческому отделу, который после оформления всех документов, относящихся к данному иску, возвращает его вместе с претензионным делом и своими пояснениями в юридический отдел. На основании исковых, претензионных и других необходимых документов юридический отдел подготавливает и направляет в соответствующую арбитражную или судебную инстанцию мотивированные возражения по иску. При необходимости представитель коммерческого отдела участвует в рассмотрении искового дела в арбитражном (судебном) органе, который выносит решение по данному делу. Это решение может быть обжаловано в вышестоящие органы. В установленные сроки коммерческие отделы пароходств (портов) составляют отчеты по рассмотренным искам и претензиям, связанным с морскими перевозками. Претензии, вытекающие из договора морской перевозки, а также из договора на обслуживание, предъявляются: при перевозке в малом и большом каботаже и в заграничном сообщении—управлению того пароходства, на судне которого осуществлялась перевозка; при перевозке в прямом смешанном сообщении—управлению пароходства, на судне которого осуществлялась перевозка, когда конечным пунктом перевозки является морской порт, или управлению железной дороги станции назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция; при перевозке в прямом водном сообщении — морскому пароходству, когда конечным пунктом перевозки является морской порт, или управлению речного пароходства назначения, когда конечным пунктом перевозки является речной порт или пристань, при перевозках на судах портового флота, а также по транспортно- экспедиторским операциям—управлению морского порта, на судне которого осуществлялась перевозка или которым производилась данная транспортно- экспедиторская операция. Заявление о претензии не должно объединять требования, для рассмотрения которых необходимы подлинные перевозочные документы, с требованиями, для которых эти документы не нужны, Оно должно быть письменным, подписано руководителем организации или его заместителем с указанием даты и может быть переслано по почте или передано непосредственно управлению пароходства или порта. Заявления граждан должны быть ими подписаны. Датой предъявления заявления о претензии считается день сдачи его на почту (дата календарного штемпеля отделения связи на конверте в пункте отправления) или указанный в расписке организации, принявшей заявление о претензии.

В заявлении о претензии должны быть указаны: на что именно предъявлена претензия (на полную или частичную утрату груза, его повреждение, порчу и т. п.); сумма претензии и ее расчет; перечень приложенных документов, подтверждающих претензию; полное наименование организации (учреждения, предприятия), заявляющей претензию и ее подробный почтовый адрес; наименование и точный адрес отделения Госбанка и номер расчетного счета заявителя в этом банке. Коносаменты, накладные и грузовые квитанции заявитель претензии должен представить в подлинниках. Все остальные документы можно представлять в подлинниках или в засвидетельствованных копиях.

Право на предъявление претензий имеют: в случае утраты груза—его получатель или отправитель; в случае недостачи или повреждения груза — его получатель; в случае просрочки в доставке или задержки выдачи груза — его получатель; в случае утраты багажа — предъявитель багажной квитанции. Отсутствие коммерческого акта не лишает права на предъявление претензий, если будет доказано, что в составлении акта было отказано и этот отказ был обжалован. Передача другим организациям или лицам права на предъявление претензий не допускается, за исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или наоборот, а также получателем или отправителем своей вышестоящей организации, транспортно-экспедиторской конторе или страховщику. Передача права на предъявление претензий оформляется переуступочной надписью на документе, являющемся основанием для предъявления претензии (коносаменте, накладной, грузовой квитанции). Передача страховщику права на предъявление претензий оформляется суброгацией (Subrogation) — документом, подтверждающим переход от страхователя (каковым может быть отправитель, получатель или грузовладелец) к страховщику, уплатившему страховое возмещение, права требования в пределах уплаченной суммы, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Страхователь обязан при этом передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедших к нему прав.

 За ущерб, причиненный при перевозке груза, пароходство уплачивает возмещение: за утрату груза—в размере его действительной стоимости; за повреждение—в размере суммы, на которую понизилась его стоимость. Действительная стоимость утраченного или поврежденного груза определяется в соответствии со ст. 164 КТМ СССР.

Претензии к пароходству (порту) могут быть заявлены клиентурой в следующие сроки: по требованиям, вытекающим из перевозки груза или буксировки плотов в каботаже,— в течение шести месяцев со дня выдачи груза; в случае, если груз или плот не был выдан (сдан) — со дня, в который груз или плот должен был быть выдан, а по требованиям, вытекающим из договора перевозки в заграничном сообщении,— в течение года; по требованиям, вытекающим из договора на транспортно экспедиторское обслуживание,—в течение года.

Управление пароходства (порта) обязано рассмотреть претензию, удовлетворить ее полностью или частично или мотивированно отказать в удовлетворении: в течение шести месяцев — по претензиям при перевозках в прямом смешанном сообщении; в течение трех месяцев—по претензиям при перевозках в малом и большом каботаже и возникающим из выполнения морскими портами транспортно-экспедиторских операций. Под сроком исковой давности понимается установленный законом срок, в течение которого должен быть предъявлен иск в арбитражные или судебные органы, по истечении которого право на иск утрачивается. Сроки исковой давности установлены в главе XIX КТМ. По требованиям, вытекающим из договора морской перевозки, применяется годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня выдачи груза, а если груз не был выдан— со дня, в который он должен был быть выдан. К требованиям, для которых КТМ сроки исковой давности не предусмотрены, применяются общие сроки давности, установленные Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. К срокам исковой давности применяются правила о перерыве, приостановлении и восстановлении течения исковой давности, установленные гражданским законодательством Союза ССР и союзных республик. В иностранных государствах существуют различные сроки исковой давности. В Голландии по требованиям к перевозчику, вытекающим из перевозки товара, установлен годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня прибытия судна в пункт назначения или в течение одного года со дня начала рейса, если судно не прибыло в место, где должны быть выгружены товары. При невозможности урегулировать мирным путем требования, вытекающие из перевозки груза, грузовладелец предъявляет их в арбитраж о возмещении в принудительном порядке ущерба, причиненного перевозчиком.

Предъявляемое им письменное исковой заявление должно содержать: полное наименование и место нахождения сторон; сообщение о неудовлетворении предъявленной перевозчику претензии с документальным подтверждением этого обстоятельства; точное и ясное изложение обстоятельств дела с обязательным указанием истцом известных ему возражений ответчика и причин несогласия истца с этими возражениями; точно и полно сформулированные требования истца; ссылку на законы и действующие нормативные акты, на основании которых истец предъявляет свои требования; банковские реквизиты ответчика; номер и дату квитанции о высылке ответчику копии искового заявления или расписку в получении им этой копии; перечень прилагаемых к исковому заявлению документов. К исковому заявлению с требованием о возмещении убытка, вызванного утратой перевозившегося на судне определенного груза, должны быть приложены надлежаще оформленные документы, которые могут служить бесспорным доказательством обоснованности и законности предъявленных требований.

К таким документам относятся: 1) оригиналы коносамента, накладной, грузовой квитанции, по которым перевозился груз; 2) коммерческий или другой акт, акт экспертизы, таможенный акт, акт общей формы, складской акт и др.) или соответствующая отметка на основном транспортном документе, по которому перевозился груз; 3) счет поставщика в подлиннике или в копии, заверенной главным (старшим) бухгалтером и справка грузополучателя за подписью руководителя и главного бухгалтера организации, предприятия, учреждения об оплате счета; 4) расписки береговых и судовых тальманов в подлиннике, 5) оригиналы документов, сопровождавших груз (сертификата о качестве, спецификации, упаковочных листов и др.); 6) копии рекламации (претензионного письма) истца и копии письма ответчика об отказе в удовлетворении претензии; 7) подробный расчет цены иска (стоимости утраченного груза, отплаты фрахта, скидки и т. п.). При возникновении претензии в иностранном порту капитан судна должен обратиться в Торгпредство СССР или к представителям пароходства и ММФ или смешанных советско-иностранных заграничных агентских компаний, или непосредственно связаться с пароходством для получения соответствующих рекомендаций и указаний. В заграничных портах претензии могут быть к перевозчику на несохранность грузов и др., а также перевозчика к грузоотправителям, грузополучателям, стивидорам, портовым властям, судовому агенту. Разбор и урегулирование таких претензий производится путем переписки и переговоров и в большинстве случаев обычно заканчивается путем оплаты претензионной суммы, когда размер убытка и виновная сторона определены с достаточной уверенностью. Такое урегулирование претензии производит пароходство, а капитан судна с помощью указанных выше представителей и судового агента оформляет необходимую первичную документацию, правильное и своевременное оформление которой имеет исключительно важное значение при разборе претензии. Претензии к перевозчику по несохранной перевозке могут возникнуть недостачи отдельных грузовых мест или веса, пересортицы, повреждения груза в процессе грузовых операций стивидорами, нанятыми судном, повреждения портовых сооружений и др. Претензии перевозчика к грузоотправителям могут возникнуть порчи груза в связи с его перевозкой в нетранспортабельной таре, повреждения груза при погрузке стивидорами грузоотправителя и др. В таких случаях капитан судна должен потребовать от отправителя либо заменить груз, упакованный в несоответствующую тару, либо привести тару в исправное состояние. При невозможности удовлетворения такого требования капитан судна должен этот груз к перевозке не принимать или выдать коносамент с соответствующей оговоркой. Претензии перевозчика к грузополучателям обычно связаны с повреждением груза или частей судна и его устройств стивидорами получателя при выгрузке. Претензии к портовым властям обычно возникают повреждения судна портовыми буксирами, служебными судами. При недобросовестной организации грузовых работ, несвоевременных оформлениях заказов на лоцманов и буксиры, недостаточном оформлении необходимой документации и др. судно вправе предъявлять претензии к обслуживающему его судовому агенту. Разрешение претензий в иностранных портах через суд крайне нежелательно, так как судебный процесс требует больших расходов валюты по оплате судебных расходов и вознаграждения экспертам и адвокатам.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий