Rate this post

Коносамент—документ, составляемый перевозчиком на основании подписанного грузоотправителем объявления на груз и выдаваемый перевозчиком грузоотправителю после приема груза к перевозке с обязательством доставки его по назначению и сдачи там предъявителю коносамента или указанному в нем грузополучателю. Коносамент по своему юридическому значению заключает в себе одновременно три функции:

  • расписки перевозчика, подтверждающей принятие им груза;
  • договора перевозки;
  • товарораспорядительного документа.

В соответствии со ст. 123 КТМ «…перевозчик обязан выдать отправителю коносамент, который является доказательством приема перевозчиком указанного в нем груза», т. е. коносамент приобретает функцию расписки капитана в получении им груза для перевозки Однако коносамент выступает не только в функции расписки, но и является доказательствам наличия и содержания» договора перевозки (ст. 120 КТМ). А в осуществлении линейных перевозок, при отсутствии чартера, коносамент преимущественно единственный документ, содержащий существенные условия договора морской перевозки. Коносамент является товарораспорядительным документом, поскольку им определяется, кто должен быть получателем груза в порту назначения, а держатель коносамента — юридическим владельцем груза. Коносамент как товарораспорядительный документ олицетворяет собой груз до прибытия его к месту назначения и выдачи получателю. Купля и продажа груза могут производиться путем купли-продажи коносамента. Содержание коносамента.
В соответствии со ст. 124 КТМ в коносаменте указывают:

  • название судна;
  • наименование перевозчика;
  • место приема или погрузки груза;
  • наименование отправителя;
  • место назначения груза либо, при наличии чартера, место назначения или направления судна;
  • наименование получателя (или указание, что коносамент выдан приказу или на предъявителя);
  • наименование груза с указанием марок, числа мест и количества (веса или объема), сумм фрахта и других платежей,
  • причитающихся перевозчику, либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в чартере, либо указание, что фрахт полностью уплачен; место и время выдачи коносамента;
  • число экземпляров;
  • подпись капитана или иного лица перевозчика.

Брюссельская конвенция о коносаментах от 24 апреля 1924 г. предписывает, что перевозчик (капитан или агент перевозчика) после принятия груза должен по требованию отправителя выдать ему коносамент. Коносамент является доказательством (prima facie) принятия перевозчиком грузов, как они в нем (в коносаменте) описаны. В коносаменте среди прочих данных указывают маркировку, число мест или количество и вес, заявленные отправителем в письменном виде; данные о внешнем виде и состоянии груза. Однако если перевозчик с достаточным основанием подозревает, что данные о маркировке, числе мест, количестве и весе не в точности соответствуют фактическим данным принятого груза, или он не имел возможности их проверить, то перевозчик не обязан приводить их в коносаменте.
Количество экземпляров коносаментов. В ст. 125 КТМ предусматривается, что по желанию отправителя перевозчиком может быть выдано несколько тождественных коносаментов с указанием в каждом из них числа составленных экземпляров и что после выдачи груза по одному из них остальные экземпляры теряют силу. На коносаментах ставится штамп «Original» (оригинал), а в некоторых случаях выставляется порядковый номер оригинала. Для служебных надобностей выдаются копии коносаментов (для судна, пароходства, порта, агента, Союзвнештранса, таможни и т. п.) и на них выставляется штамп: «Copy», «Copy not negotiable». Виды коносаментов. Товарно-денежные отношения обусловили существование трех видов коносаментов: именных, ордерных и предъявительских (ст. 126 КТМ). В именных коносаментах указывают наименование получателя, и он применяется в тех случаях, когда груз уже продан и отправляется в адрес получателя. Передача именного коносамента от одного лица к другому требует выполнения сложных формальностей, подобных тем, которые необходимы при передаче долговых обязательств.
Противоположностью именного коносамента является коносамент на предъявителя. Передача предъявительского коносамента от одного лица к другому не требует никаких формальностей. Груз выдается держателю коносамента. Ордерный коносамент в правовом отношении и как товарораспорядительный документ занимает среднее и равное положение между именным и предъявительским. Подобно именному содержит наименование отправителя или получателя, приказу которого коносамент выписан. Подобно предъявительскому он обладает простотой в обращении. Надпись лица, приказу которого коносамент выписан, превращает его в именной. Учинение же бланковой надписи на ордерном коносаменте превращает его в предъявительский.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий