Загрузка...

Страхование судов ввиду их высокой стоимости и условий эксплуатации имеет огромное значение для судовладельцев и всей судоходной индустрии в мире. В СССР оно до последнего времени имело крайне ограниченное применение. В основном страховались суда во время их ремонта на заграничных верфях, отдельные буксировки и перегоны судов и тому подобные единичные случаи. Объяснялось это отсутствием заинтересованности советских судовладельцев в страховании государственной собственности.В настоящее время вследствие начала экономических реформ положение меняется. Так, например, Черноморское и Дальневосточное морские пароходства страхуют суда в Ингосстрахе, а акционерное общество «Совкомфлот» с 1990 г. — на английском страховом рынке. Ингосстрахом разработаны Правила страхования судов. Они вобрали в себя нормы главы XII КТМ и стандартные условия страхования судов, существующие на крупнейших зарубежных страховых рынках, прежде всего условия страхования судов Института лондонских страховщиков. Ингосстрах принимает на страхование суда с их машинами и оборудованием, а также фрахт и непредвиденные расходы возникающие в процессе эксплуатации судна. Знакомство с Правилами страхования судов Ингосстраха дает представление об общепринятых в мировой практике условиях страхования судов. Эти Правила предлагают 4 вида страхования судов, по которым возмещаются убытки, происшедшие вследствие случайностей и опасностей плавания, а также по другим причинам внезапного и непредвиденного характера. 1. «С ответственностью за гибель и повреждения» Возмещаются: а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной). или расходы по устранению повреждений его корпуса, механизмов, машин, оборудования, происшедших по любым причинам; кроме тех, которые перечислены в п. 3 настоящих Правил; б) убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна; в) необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию судна; г) необходимые и целесообразно произведенные расходы по пред- отвращению, уменьшению и установлению размера убытка, если убыток возмещается по договору страхования. 2. «С ответственностью за повреждения». Возмещаются: а) расходы по устранению повреждений судна его механизмов, машин или оборудования, происшедших по любым причинам, кроме тех, которые, перечислены в п. 3 настоящих Правил; б) убытки, расходы и взносы по общей аварии, отнесенные на долю судна; в) необходимые и целесообразно произведенные расходы по пред- отвращению, уменьшению и установлению размера убытка, если убыток возмещается по условиям страхования. 3. «С ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасанию». Возмещаются: а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной), происшедшей по любым причинам, кроме тех, которые перечислены в п. 3 настоящих Правил; б) необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию судна, по предотвращению, уменьшению убытка и по установлению его размера. 4. «С ответственностью только за полную гибель судна». Возмещаются: а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной), происшедшей по любым причинам, кроме тех, которые перечислены в п. 3 настоящих Правил. Особо важно для судовладельца знать исключения из ответственности страховщика по договору страхования. Они являются общими для всех видов страхования и перечислены в п. 3 Правил. Согласно им не возмещаются убытки, происшедшие вследствие: а) умысла и грубой неосторожности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей; однако капитан и члены экипажа застрахованного судна не считаются таковыми; б) известной страхователю, выгодоприобретателю или их представителям немореходности судна до выхода судна в рейс; в) износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования или принадлежностей; г) эксплуатации судна в условиях, не предусмотренных его ледовым классом; д) прямого или косвенного воздействия радиации или радиоактивного заражения в связи с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов; е) расходы по содержанию судна и экипажа; ж) убытки и расходы, связанные с удалением остатков застрахованного судна, причинением ущерба окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц; з) косвенные убытки страхователя; и) убытки, которые страхователь обязан оплатить владельцу другого судна вследствие столкновения судов; к) убытки, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам вследствие повреждений застрахованным судном какого-либо плавучего, неподвижного или иного объекта; л) убытки от потери фрахта; м) убытки, происшедшие вследствие военных действий или военных мероприятий и их последствий, гражданских войн, народных волнений, трудовых конфликтов; н) убытки, вызванные действиями правительственных органов в отношении застрахованного судна, за исключением убытков от гибели или повреждений. застрахованного судна вследствие мер, принятых для предотвращения или уменьшения, за которые Ингосстрах несет ответственность по договору страхования. Убытки, перечисленные в пунктах и)… н), могут быть особо включены в договор страхования. Убытки, названные в пунктах и) и к), относятся уже к убыткам, причиненным не судну, а третьим лицам. Поэтому они имеют место при страховании ответственности судовладельца за столкновение с другими судами и повреждением плавучих, фиксированных и других объектов. Традиционно убытки от столкновений страхуются в страховых компаниях в размере 3/4 их размера, а 1/4 — в судовладельческих клубах взаимного страхования. В настоящее время ряд компании, включая Ингосстрах, покрывают страхование этого вида ответственности полностью. Остальные убытки, могущие возникнуть при столкновении судов и навалах на другие сооружения (например, повреждение груза на застрахованном судне, причинение личного вреда, загрязнение моря, подъем остатков судна или груза, и т. п.), данным страхованием не покрываются. При страховании убытков от потерь фрахта, подлежат возмещению убытки от потери фрахта за период аварийного простоя, но не более, чем за 180 суток простоя (за вычетом первых трех полных суток). При полной гибели судна убытки от потери фрахта не возмещаются. В понятие полной гибели судна включаются фактическая гибель и конструктивная гибель судна. Под полной фактической гибелью понимается уничтожение предмета страхования при технической невозможности его восстановления. При полной конструктивной гибели застрахованное имущество, хотя и не уничтожается полностью, но повреждается настолько, что расходы по восстановлению судна (или груза) или по его отправке в место назначения, превысили бы стоимость имущества в неповрежденном состоянии. Ответственность Ингосстраха в отношении полной суммы убытков, возникающих в результате одного случая, ограничивается двойной суммой страховой стоимости судна. Правила устанавливают ряд стандартных франшиз, которые могут быть изменены договором. В соответствии с ними не возмещаются 10% расходов по устранению повреждений машин, котлов и оборудования судна и 25% расходов по устранению повреждений от контакта со льдом. Во всех остальных случаях размер франшизы согласовывается сторонами в договоре. Франшиза дает страховщику возможность освободить от расходов, связанных с выявлением и оплатой мелких убытков (что не всегда соответствует желаниям страхователя). Кроме этого условие о франшизе имеет целью заинтересовать страхователей в более заботливом отношении к застрахованному имуществу. По соглашению сторон условия страхования могут быть изменены, или заменены другими условиями. Чаще всего условия страхования Ингосстраха дополняются оговорками Лондонского института страховщиков. Например, широко используется оговорка, устанавливающая районы плавания судна, при заходе в которые оно теряет страховое покрытие (интитут ворранти лимитс). Договор страхования может быть заключен на срок или на рейс. Если судно, застрахованное на срок, на момент истечения срока договора находится в плавании или уже терпит бедствие, то договор считается продленным до прибытия в порт назначения. В этом случае страхователь обязан заплатить дополнительную страховую премию, пропорционально времени продолжения. При страховании на рейс ответственность страховщика начинается с момента отхода от причала или снятия с якоря в порту отправления до момента швартовки или постановки на якорь в порту назначения. Перед заключением договора страхователь должен сообщить страховщику все данные, имеющие существенное значение для суждения о степени риска в период действия договора. В дальнейшем же он обязан незамедлительно сообщать о всех существенных изменениях в риске, так же как, например, о выходе из обусловленного района плавания, плавании во льдах, буксировке других судов, передаче застрахованного судна в аренду и т. п. От степени риска зависит размер страховой премии для страховщика. Она обычно исчисляется в процентах от страховой суммы и в определенной сумме на брутто регистровую тонну. На размер страховой премии существенно влияет также возраст судна и, конечно, статистика убыточности. Размер страховой премии зависит и от размера устанавливаемой франшизы. Последняя обычно берется в процентах от страховой суммы. При страховании судна страховая сумма как правило, равна страховой стоимости судна. Изменения, увеличивающие степень риска, дают страховщику право изменить условия страхования и увеличить страховую премию. При отказе страхователя договор может быть прекращен с момента наступления изменений в риске. Страховщик имеет право осмотра застрахованного судна, и в случае существенных изменений его состояния — потребовать расторжения договора. Такие же последствия может вызвать потеря судном класса, который оно имело перед заключением договора. Если судно более 30 календарных дней находится в безопасном порту (без груза и проведения ремонта), страхователь имеет право на возврат части страховой премии. При полной фактической или конструктивной гибели судна договор страхования считается прекращенным. Страхователь обязан сообщить страховщику о наступлении страхового случая и принять все зависящие от него возможные меры для уменьшения размера убытков и обеспечения права требования к стороне, виновной в причинении убытков. Критерием здесь являются такие действия страхователя, как если бы судно не было застраховано. Возмещение стоимости ремонта повреждений судна включает все расходы, необходимые для приведения судна в то состояние, в котором оно находилось в момент заключения договора страхования или в момент наступления страхового случая без какой-либо скидки на износ. В возмещение включаются и расходы страхователя по вынужденному переходу судна к месту ремонта. По общему правилу все расходы, связанные со страховым случаем, сначала производятся страхователем, а затем возмещаются ему страховщиком. Но в договоре может быть согласовано и другое. Советские пароходства заинтересованы в оплате ремонта повреждений судна за границей непосредственно страховщиками. При уплате страхового возмещения к страховщику переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое имеется у страхователя к виновному лицу за ущерб. В случаях полной конструктивной гибели судна, пропажи судна без вести или захвата судна (при страховании от военных рисков) на срок более двух месяцев, страхователь может заявить страховщику об отказе от застрахованного имущества (судна или груза). Такой отказ от прав на имущество называется абандоном. Согласно ст. 226 КТМ при абандоне согласия страховщика не требуется. Он обязан уплатить полную страховую сумму, после чего к нему переходит право на это имущество. Срок давности по спорам из страхования судов в Советском Союзе равен двум годам с момента возникновения права на иск, т. е. с момента возникновения убытков при наступлении страхового случая. По Правилам страхования судов Ингосстраха споры, вытекающие из договора страхования, разрешаются МАК при Торгово-промышленной палате СССР в Москве.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий