Проформы тайм-чартеров предусматривают обязанность судовладельца сдать судно в тайм-чартер в мореходном состоянии. Пункт 1 Балтайма требует, что при «сдаче» судно было «во всех отношениях подготовлено к эксплуатации в грузовых перевозках». В преамбуле (строки 21—24) проформы НАЙП говорится о том, чтобы судно было «готово принять груз, имело вычищенные трюмы, было герметичным, прочным и крепким и во всех отношениях подготовленным к эксплуатации, имело водяной балласт, лебедки и вспомогательный паровой котел достаточной мощности… для приведения в действие всех лебедок одновременно (и имело полностью укомплектованный командный и рядовой состав, механиков и пожарных, полагающихся для судна такого тоннажа)».Пункт 1 Лайнертайма говорит о том, что судно должно «во всех отношениях подходить для обычной перевозки сухого груза, и грузовые трюмы должны быть подметены, вычищены и готовы для загрузки». В соответствии с английским правом и (по крайней мере в отношении формулировки НАЙП) в соответствии с американским правом эти требования образуют абсолютную гарантию мореходности судна при сдаче по тайм-чартеру. И если она не оговорена прямо, то будет в любом случае подразумеваться. Таким образом, слова «подготовлено» и «готово» истолковываются в данном контексте весьма широко. Однако объем абсолютной гарантии мореходности при сдаче по тайм-чартеру может быть уменьшен другими положениями чартера. Вплоть до обязанности судовладельца проявить лишь должную заботливость в обеспечении мореходности судна при его сдаче в тайм-чартер. Формулировка п. 24 проформы НАЙП (условие парамаунт) достаточно неопределенна. На основании решения английской палаты лордов по делу Adamastos Shipping v. Anglo-Saxon Petroleum Co. (The Saxon Star) примененного апелляционным судом к чартерам НАЙП в ряде более поздних дел, п. 24 фактически распространяет американский Закон о перевозке грузов морем на данный чартер. В указанном законе речь идет лишь об обязанности судовладельца проявить должную заботливость при обеспечении мореходности судна. Следовательно, изменился характер обязанности судовладельца. Был жестким, стал — более мягким. Должную заботливость должны проявлять не только судовладельцы. Также их служащие и агенты. В Асбатайме содержится положение, аналогичное преамбуле НАЙП. Однако его условие парамаунт включает американский закон о перевозке грузов морем, или, в зависимости от обстоятельств, Гаагские/Гаагско-Висбийские правила не в сам чартер, а в коносаменты, выдаваемые в соответствии с данным чартером. Поскольку в Асбатайме нет других условий, ограничивающих строгое обязательство по сдаче по тайм- чартеру мореходного судна, судовладельцы по условиям чартера Асбатайм несут большую ответственность в отношении первоначальной мореходности судна, нежели по Гаагским/Гаагско-Висбийским правилам. Пункт 13 проформы Балтайм уменьшает строгую обязанность судовладельцев — сдать судно в тайм-чартер в мореходном состоянии до так называемой «личной должной заботливости». Иными словами, судовладельцы несут ответственность только за любую физическую утрату или повреждение грузов, или задержку, причиненные «отсутствием должной заботливости со стороны судовладельцев или их управляющего в том, чтобы сделать судно мореходным и подготовленным к рейсу». В результате этого немореходность, вызванная небрежностью со стороны экипажа или независимых подрядчиков, как правило, исключается из сферы действия данного положения. В пункте 12 «с» проформы Лайнертайм за основу ответственности судовладельца приняли концепцию Гаагских/Гаагско-Висбийских правил. Они же требуют проявления должной заботливости судовладельцев в обеспечении мореходности судна перед началом и в начале каждого рейса. Хотя НАЙП, Балтайм и Лайнертайм первоначально создают впечатление о существовании абсолютного обязательства судовладельцев сдать судно в тайм-чартер в мореходном состоянии из последующих положений становится ясно, что это обязательство судовладельца ограничивается лишь проявлением должной заботливости об обеспечении мореходности судна. Обязанность предоставить мореходное судно в соответствии с большинством тайм-чартеров приурочена к началу действия чартера. После чего судовладельцы обязуются содержать судно в работоспособном состоянии в течение периода эксплуатации. Существуют большие различия в подходах стран к данному вопросу. В соответствии с английским общим правом подразумеваемая гарантия мореходности выполняется, если в начале чартерного периода судно находится в мореходном состоянии. В соответствии с американским правом владельцы обязаны обеспечить мореходность судна в начале каждого рейса, выполняемого в период действия чартера. Законы ФРГ обязывают владельцев проявлять должную заботливость в обеспечении мореходности судна в начале каждого рейса.
- Безопасный порт
- Канцеллинг