Rate this post

Договоры КАФ, СИФ, ФАС, ФОБ есть разновидности внешнеторговых договоров купли-продажи товара («товар» — термин договора купли- продажи товара; «груз» — термин договора морской перевозки груза), связанных с использованием морских судов. Для своего исполнения требуют заключения целого ряда других договоров. Основные из них — договор морской перевозки груза, договор морского страхования, банковские сделки. Они являются составными частями общего понятия договора купли-продажи товара. Одновременно каждый из них сохраняет свою юридическую самостоятельность и имеет свои юридический режим регулирования В договорах КАФ, СИФ, ФАС, ФОБ физическое вручение товара продавцом непосредственно покупателю исключается.

Причина понятна. В пункте передачи покупатель отсутствует. Поэтому физическое вручение товара заменяется юридической передачей. Товар передается через посредство перевозчика — путем сдачи товара на борт судна, направляющегося в согласованный порт назначения. Такой способ передачи стал обычным договорным условием сдачи товара покупателю. Более того, закреплен в национальных законодательствах и международных конвенциях. В наши дни главную цель торговых условий видят в установлении моментов, позволяющих говорить о сдаче товара покупателю в юридическом смысле. Раз продавец выполняет часть своих обязанностей через посредство перевозчика, то продавец в известных границах несет ответственность перед покупателем за состояние сданного перевозчику товара Юридический факт приема груза перевозчиком становится компонентом понятия сдачи товара. Поэтому заботой продавца становится обеспечение и контроль этапов выполнения передачи товара перевозчику. Ибо зафиксированный коносаментом результат приема перевозки есть юридический факт. Ему уделяется большое внимание в рамках договора морской перевозки груза, договора морского страхования, банковских сделок Толкование условий договоров КАФ, СИФ, ФАС, ФОБ в отдельных странах (и даже в разных пунктах одной страны) подчас существенно различается. Приводимые ниже сведения позволяют капитану получить ориентировку в этих вопросах в соответствии с толкованием, принятым в большинстве стран. СИФ (cost, insurance, freight — стоимость, страхование, фрахт) — порт назначения. Основные обязанности продавца: — заключить за свои счет договор перевозки товара до согласованного порта назначения; — погрузить за свой счет товар на борт судна; — передать покупателю или его представителю коносамент, счет, фактуру, страховой полис (или страховой сертификат) и другие предусмотренные документы, которые во всех отношениях должны соот- ветствовать договору; — нести все риски, которым может подвергаться товар, до момента пересечения им борта. Основные обязанности покупателя: — принять товар и нести расходы по его выгрузке, если они не включены во фрахт или не относятся на счет продавца в соответствии с торговым обычаем; — оплатить товар против коносамента, счета-фактуры и страхового полиса (или страхового сертификата) и других документов; — уплатить часть фрахта, не уплаченную продавцом в порту отгрузки; — нести все риски, которым может подвергаться товар, с момента пересечения им борта. КАФ (cost and freight — стоимость, фрахт) — порт назначения. Это условие аналогично поставке на условиях СИФ. Лишь отсутствует обязанность продавца по страхованию товара. ФОБ (free on board — свободно на борту)— порт отгрузки. Основные обязанности продавца: — доставить за свой счет товар в порт отгрузки и известить об этом покупателя; — погрузить за свой счет товар на борт судна; — передать покупателю «чистый» коносамент или иной документ, о котором договорятся стороны (штурманскую расписку, складское свидетельство или др.); — нести все риски, которым может подвергнуться товар, до момента пересечения им борта судна. Основные обязанности покупателя: — за свой счет зафрахтовать судно или обеспечить на судне место для перевозки товара; — заблаговременно известить продавца о сроке прибытия судна в порт отгрузки; — оплатить товар против коносамента, счета-фактуры и других предусмотренных договором документов; — нести все риски, которым может подвергаться товар, с момента пересечения им борта судна. ФАС (free alongside ship — свободно вдоль борта судна) — порт отгрузки. Продавец обязан доставить товар в порт отгрузки и расположить его вдоль борта судна. Риск случайной гибели и повреждения товара переходит с продавца на покупателя обычно с момента размещения товара вдоль борта судна. Другие обязанности сторон в основном не отличаются от их обязанностей по договору на условиях ФОБ. За тем участником договора купли-продажи товара, который вступает в контакт с перевозчиком и выполняет либо организует выполнение действий по передаче товара для транспортировки, укрепилось название «организатор». Роль организатора имеет ряд ценных преимуществ. Он может использовать морской тоннаж своей страны и страховать товар у национальных страховщиков, добиваясь при этом наиболее льготных для себя условий перевозки, страхования, оплаты брокеров. Он выбирает перевозчика, судно, маршрут и способ перевозки оплачивая при этом расходы в национальной валюте. В договорах на массовые товары (зерно, уголь и пр.) за организатором часто признается право выбора точно определенного количества товара в границах допустимых по договору отклонений. Организатор не всегда может заключить с судовладельцем (фрах- товщиком, перевозчиком) договор перевозки груза на условиях, адекватных тем, что изложены в договоре купли-продажи товара. Как быть, если организатор, заключающий договор перевозки, не сумел обеспечить в нем те же условия, которые содержатся в договоре купли-продажи товара? Такая ситуация не ведет к расторжению договора купли-продажи товара, а только покрывает вызванные этим убытки. Риск невыполнения договорных обязанностей лежит на должнике. Им является организатор. В случае просрочки предоставления тоннажа он несет расходы и риски, которым может подвергаться товар, начиная с даты согласованного срока его передачи в порту погрузки. Впрочем, организатор не всегда стремится реализовать свои преимущества. В основных отраслях торговли массовыми товарами существует тенденция освободиться от забот по организации перевозки товара. Тенденция тем сильнее, чем больше преимуществ одной стороны над другой. Обычно их больше у покупателя. Причину объясняют двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует противоречие между желанием обеспечить безопасность перевозки (фрахтование лучшего судна, выбор более длинного, но более безопасного пути и пр.) и боязнью, что это вызовет снижение прибыли. С другой стороны, есть желание получить не только максимальную прибыль, но прибыль максимально надежную. А принятие на себя расходов по организации перевозки содержит «калькуляционный риск»: договор перевозки груза заключается после подписания контракта, и фрахтовые ставки, существовавшие в момент его подписания, могут впоследствии сильно измениться. Более сильная сторона стремится перенести на своего контрагента связанный с этим риск. На договорной основе стороны могут установить условия переложения риска на организатора перевозки. Практика дает примеры такого решения. Содержание понятия «организовать» перевозку раскрывается в договоре купли-продажи товара путем перечисления конкретных обязанностей организатора Договором купли-продажи товара определяется, будет ли осуществляйся перевозка на чартерном или линейном судне. На более позднем этапе организатор фрахтует судно или резервирует необходимое место на судне линейного перевозчика. Возникают договоры морской перевозки груза. Первый из них называется чартером, второй — букинговым договором. Продавец и покупатель исполняют свои обязанности не одновременно. Их действия совершаются со значительными перерывами. Ясно, например, что в договоре купли-продажи товара на базе ФАС покупатель вначале сообщает продавцу название судна, дату ею при хода в порт и место погрузки (причал, пирс). Нотис капитана о подходе к порту погрузки будет иметь для продавца значение предпосылки к выполнению одной из его обязанностей — индивидуализировать обусловленный договором товар для его передачи покупателю через посредство перевозчика Индивидуализация — это выделение товара из общей массы товара того же рода Выделение выражается действием. Может быть выполнено в любом месте, в любое время и любым способом — путем отбора или обособления от других однородных товаров. Например, посредством документа в форме счета за товар, маркировкой товара как предмета договора, формированием пакетов,помещением товара в контейнер, выполнением проверочных операции (определение количества, обмер, взвешивание), совершение которых необходимо для передачи товара, затариванием товара в определенную упаковку, размещением товара на отдельном складе или вдоль борта судна на причале или на транспортном средстве — лихтере. Индивидуализация товара необходима для уточнения прав и обязанностей продавца и покупателя и для их взаимоотношений с перевозчиками, страховщиками, банками. Индивидуализацией продавец выделяет определенное количество товара как предмет договора купли-продажи. Точным и отражающим положение вещей будет вывод: фактическое наличие товара и его индивидуализация продавцом в месте передачи служит предпосылкой «сдачи транспортной организации». Проблема индивидуализации в меньшей мере затрагивает перевозчика. При обычном ходе исполнения обязательства товар перед непосредственной сдачей перевозчику индивидуализируется. В момент сдачи товара перевозчику отношения сторон должны складываться только по поводу индивидуально-определенного товара. Международные транспортные конвенции и основанные на них национальные законодательства, в том числе и советское транспортное законодательство не оставляют сомнении на этот счет. Предмет перевозки всегда есть индивидуально-определенный товар (груз). Он указан в транспортном документе. Именно его перевозчик обязан вернуть получателю. Отнюдь не его эквивалент, т. е. товар того же рода и в том же количестве. Когда закон говорит о сдаче товара транспортной организации, имеется в виду окончательное и реальное принятие товара, предназначенного к транспортировке, включая совершение необходимых для этого действий (заключение договора перевозки, получение письменных доказательств такой сдачи и пр.). Способ сдачи товара транспортной организации и способ приобретения ею владения товаром указаны законом — путем вручения, непосредственным предоставлением товара на договорной основе. Не является вручением перевозчику вещи публикация о ней в прессе или сообщение каким-либо другим способом (уведомлением перевозчика о подходе груза к месту своей погрузки или о нахождении груза у третьего лица, территориально функционирующего рядом с перевозчиком). Порядок заключения транспортных договоров и переход товара во владение перевозчика определяется транспортным законодательством.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий