Загрузка...

Доверительное отношение в торговом обороте к транспортному документу проистекает, в частности, из сознания того, что перевозчик беспристрастно проверит поступившие от продавца-отправителя сведения о товаре, прежде чем включит их в испрашиваемый документ; при необходимости воздержится свидетельствовать точность отдельных данных о товаре, заявленных продавцом; подтвердит существование и нахождение в транспортном процессе товара с установленными им данными о его количественной характеристике и внешнем виде; будет нести установленную законом ответственность, если в месте выдачи товар окажется по его вине утраченным или поврежденным. Проверка перевозчиком сведений о товаре фактически оборачивается для покупателя в дополнительное средство проверки, с помощью которой он может контролировать поведение продавца на стадии передачи им товара в ведение перевозчика, фиксировать факты, имеющие юридическое значение в рамках договора купли-продажи товара. Транспортный документ должен отразить результат приема товара. Следовательно, под сдачей товара транспортной организации продавец или покупатель понимают, во-первых, способ передачи товара путем непосредственного вручения его перевозчику или его агенту, во-вторых, имеют в виду добровольную передачу, основанную на договоре, в-третьих, требуют фактической передачи товара, в-четвертых, нуждаются в информации перевозчика о внешнем виде и состоянии передаваемого ему товара. Информация о «плохом» внешнем виде и состоянии товара может выводиться из оговорок перевозчика, вносимых им в транспортный документ. Сдача товара рассматривается как конечный результат деятельности продавца. Во внешнеторговых договорах выражение «сдать товар» употребляется со словом «коносамент». Например: «Товар считается сданным продавцом и принятым покупателем… по весу и количеству мест, указанным… в коносаменте». При таком сочетании оно приобретает смысл исполнения одной из договорных обязанностей, предусмотренных договором купли-продажи товара. Применительно к взаимоотношениям продавца и покупателя заключение договора морской перевозки груза означает перевод зафиксированного в договоре купли-продажи условия о сдаче товара перевозчику в реальную действительность; означает возникновение юридического факта, с которым связано дальнейшее осуществление их прав и обязанностей (риски, включая морские транспортные риски, нормы выгрузки, расходы и пр.). Задачей перевозчика является перемещение груза (товара) с целью сдачи держателю коносамента. Полномочия перевозчика ограничиваются лишь выполнением этой задачи. Для подтверждения того, что товар индивидуализирован и подготовлен для выдачи, продавец вначале по телеграфу или телетайпу посылает покупателю уведомление соответствующего названия. Его содержание может базироваться на данных складской расписки или складского свидетельства. Затем после передачи товара на борт судна покупателю посылается второе уведомление, основой которого служат данные, взятые из штурманской расписки или коносамента. В чем юридическая суть таких уведомлений? Для продавца и покупателя сообщение о такой операции означает наступление трех юридических фактов: товар соответствующего контракту описания выделен; в состоянии, годном для передачи, сдан правомочному лицу; и находится под его контролем. То есть товар юридически уже «движется» к покупателю. Оперативное знание этих фактов необходимо участникам договора купли-продажи в связи с проблемой перехода риска и права собственности и для обеспечения «стыковки» товара и транспорта в порту отправления. В договоре купли-продажи на базе ФОБ товар помещает на борт судна продавец. Моментом сдачи товара покупателю считается прохождение товара над судовыми поручнями. Здесь риск потери или повреждения товара переходит на покупателя. Доказательством выполнения продавцом обязанности поместить товар на борт судна служит обычно принятый чистый документ. В роли его чаще всего применяется штурманская расписка. При наличии уже заключенных договоров перевозки консенсуального характера (чартер, букинг-нот) следует признать, что в договоре купли-продажи товара на базе ФОБ продавец в перевозочных отношениях фактически исполняет не свою обязанность, а обязанность покупателя-фрахтователя, зафиксированную в чартере или в букинговом договоре. Продавец совершает действия, необходимые покупателю для передачи предмета своего долга (товар) перевозчику. От покупателя исходят все необхолимые указания продавцу и все просьбы о предоставлении дополнительных услуг, нужных ему при передаче товара перевозчику. Договоры купли-продажи товара на базе КАФ и СИФ указывают согласованное сторонами место назначения товара, куда продавцу следует организовать перевозку и уплатить стоимость перевозки товара и его страхования. Обе обязанности продавец выполняет на свой счет и риск. Но не в качестве представителя покупателя, как в контракте ФОБ. Это значит, что покупатель не имеет прямых договорных отношений с перевозчиком и страховщиком. Хотя он, а не продавец, несет риск случайной гибели товара в пути. Что касается порта погрузки, то по соглашению сторон право его выбора может быть передано продавцу. В таком случае от продавца ожидается организация перевозки обычным маршрутом. Если у продавца есть возможность выбора маршрутов, то он должен поступить разумным способом, избегая подвергать товар большим рискам (повреждения, потери, задержки), чем это принято в соответствующих отраслях торговли. Как и в договоре купли-продажи на базе ФОБ, сдача товара покупателю приурочена к моменту прохождения товара над судовыми поручнями. На продавца возлагается обязанность информировать покупателя о том, что товар уже «на ходу». Возникает эта обязанность после погрузки товара на борт судна. К первостепенной обязанности продавца-отправителя относится предоставление покупателю-получателю чистого бортового коносамента. В свою очередь, покупатель обязан принять переданные товары после их погрузки (когда продавец предложит коносамент и другие отгрузочные документы). То обстоятельство, что в договоре купли-продажи товара на базе ФОБ продавец часто оказывает покупателю-фрахтователю услуги в порту погрузки, может вызвать разногласия в сфере договора морской перевозки груза. В частности, о том, кто является грузоотправителем. Нахождение товара на территории порта не всегда равноценно передаче товара под контроль перевозчика. Прежде чем перейти под такой контроль, товар может находиться во владении собственника или арендатора портового склада, причала, терминала. На языке юристов — это третьи лица. Среди них можно встретить муниципалитеты, экспедиторов, различные посреднические фирмы, продавцов и поставщиков товара. Такая картина известна многим иностранным портам. В СССР морские торговые порты выполняют функции экспедиторов и являются юридическими лицами (ст. 61, 62 КТМ). Советский закон допускает третьих лиц к исполнению обязанностей продавца и покупателя товара. Привлечение третьих лиц позволяет обеспечить лучшее качество исполнения обязательства по договору купли- продажи товара. Третьи лица связаны с продавцом и покупателем товара соответствующим договором. Третьи лица, исполняющие обязанности продавца и покупателя товара, не занимают их места в договоре купли- продажи товара. Ответственность за их действия продолжает нести тот, кто использует их услуги — продавец или покупатель товара. При перевозках в заграничном сообщении советский закон и под- законные акты не устанавливают обязанности перевозчика вступать в договор с поставщиком товара для экспорта. Поставщик и экспортер обычно связаны договором комиссии. Предмет перевозки передается во владение транспортной организации экспортером. Его имя фигурирует в коносаменте в качестве отправителя груза. Интересы третьих лиц, участников договора купли-продажи товара и перевозчика никогда полностью совпасть не могут. Наиболее уязвимое место в их взаимоотношениях — это момент передачи товара по цепочке поставщик — экспортер — перевозчик.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий