Перевозка лесных грузов может осуществляться на любых судах- специализированных и универсальных. Специализированные суда-лесовозы и пакетовозы, лесовозы- пакетовозы, ролкеры.
Общие требования к судам перевозящим лесные грузы: быстрая погрузка и выгрузка судна, эффективное использование грузовместимости и грузоподъемности судна, достаточную остойчивость судна на все время работы с лесными грузами, сохранную перевозку груза. При погрузке леса на судно необходимо учитывать, что от 30 до 40% этого груза будет погружено на палубе, а это уже связано с остойчивостью и управлением судна, допустимой нагрузки на крышки люков и главную палубу, что необходимо учитывать судоводителям.
Особое внимание необходимо проявлять для крепления палубного груза вначале стальными тросовыми стяжками и в конце каравана стальными тросами (такелажными цепями) и талрепами с возможностью экстренной отдачи всего палубного крепления каравана при ситуациях потери остойчивости для спасения судна и экипажа. При этом , для крепления каравана применяют как бортовые стойки из перевозимого леса, так и стационарные (заводские).
Суда с неисправными системами (балластной, осушительной, топливной, пожарной, или с неисправными трубами танков к перевозке леса не допускаются.
При укладке лесоматериалов в трюмах и на палубе, необходимо обращать внимание на плотность укладки, затяжки стропов с лесом к переборкам, целостностью рымов и обушков в трюмах, стальных стропов и деталями такелажа, шкентелями грузовых лебедок и кранов, ПТЭ и ПТБ при этих грузовых работах, правильным применением грузозахватных средств.
Погрузку и выгрузку груза производят строго по коносаментным партиям.
Зачистка трюмов и палуб от коры и опилок после перевозки лесных грузов производится либо экипажем (с дополнительной оплатой за это) , либо портом по отдельным договорам за счет получателя груза или отправителя.
Продовольственные или пищевые грузы относятся к особорежимным грузам, которые требуют для своей сохранности (на судне в трюмах или береговых складах) определенных условий для хранения и перевозки.
Структура классификации таких грузов состоит из :
Категории—Класса—Подкласса –- Рода—Вида—Подвида.
Перевозка продовольственных грузов осуществляется на основании «Правил морской перевозки продовольственных грузов 6-М», книги 1 и 2 и согласно классификации ЦНИИМФ делятся на два подкласса- скоропортящиеся и нескоропортящиеся, требующие воздухообмена и нетребующие, а по температурному режиму перевозки делятся на три основные категории:
- мороженные с температурой охлаждения -4 град.С и ниже;
- охлажденные с температурой охлаждения от -4 град.С. до +12,5 град.С.;
- неохлажденные- могут перевозится без соблюдения жесткого температурного режима.
В системе классификации продовольственных грузов каждому подклассу, виду, категории присвоено свое кодовое значениие.
Все режимные грузы должны иметь соответствующие сертификаты:
-сертификат качества, фитосанитарный сертификат, ветеринарный сертификат, гигиенический сертификат. В процессе перевозки этих грузов необходимо учитывать два основных признака: общность происхождения и общность режима перевозки, которые влияют на сохранность груза.
Правила перевозки предусматривают разделение по общности происхождения:
- плодоовощные- овощи и фрукты зоны умеренного климата, субтропические и тропические фрукты;
- мясные- мясо, мясокопчености, бекон, шпик, солонина, птица, дичь, кролики, субпродукты;
- рыбные- мороженая рыба, рыбопродукты;
- яичные- яйца свежие, белок, желток, меланж;
- жиры- кухонные, топленые, животные, маргарин;
- молочные- масло, молоко, сметана, творог;
- консервная продукция-все виды консервов в металлических и стеклянных банках, бутылках, квашеные, маринованные, соленые овощи в бочках, зерновые грузы и грузы подконтрольные карантину.
Продгрузы (продовольственные)- предъявляют к перевозке как после промышленной переработки, так и без неё. Основными факторами, влияющими на скорость прохождения различных процессов в скоропортящихся грузах, являются: жизнедеятельность различных микроорганизмов, химический состав продукта, влияние на них окружающей среды. Наибольший вред продуктам наносят- бактерии и плесень. Некоторые микроорганизмы сохраняют свою активность и при отрицательных температурах, а максимальную при температурах от + 10 до + 25 град.С.На продукты влияет окружающая среда: температура воздуха, свет, влажность воздуха, газовый состав воздуха, интенсивность воздушного потока и т.п.
Активность ферментных процессов в продуктах возрастает с повышением температуры, но при + 50 град.С. она ослабевает, а при + 70 град.С.-ферменты утрачивают свойства катализаторов, а при 0 град.С.деятельностью ферментов можно пренебречь. Пониженная относительная влажность воздуха в трюмах (80% и ниже)-приводит к увяданию фруктов, ухудшению их вкуса, потере устойчивости против микроорганизмов(оптимальная влажность 85-95 %).Фрукты и овощи осуществляют(аэробное дыхание)- дыхательный процесс с окружающей средой- поглащая кислород из воздуха, выделяют углекислый газ, этилен, тепло и воду, что повышает жизнедеятельные процессы в этих грузах, включая яйца, ухудшает их качество при недостатке кислорода в грузовых помещениях (кислород будет отниматься от веществ входящих в состав самого продукта).
Повышение углекислого гаха-СО2 в воздухе приводит к усилению внутреннего дыхания фруктов, увеличивается этилен, который ускоряет процесс созревания плодов, что ведет к их порче. (Этилен- является катализатором начала созревания плодов).Обычно СО2 не должно превышать в грузовых помещениях 1 %, а требования грузоотправителей не более 0,1-0,3 %.Контроль СО2 в трюмах –дважды в сутки-до и после включения приточно-вытяжной вентиляции + контроль состояния фруктов и овощей.