В стандартных формах тайм-чартеров неизменно содержатся пункты о плате за пользование судном, в течение которого судно находится в распоряжении фрахтователей. Принято плату вносить авансом за каждый календарный месяц (или за другой соответствующий период) наличными без скидки. В случае невыполнения этих требований судовладельцы могут расторгнуть чартер. В п. 6 чартера «Балтайм» содержатся следующие требования: «фрахтователи выплачивают плату за пользование по ставке… за каждые 30 дней начиная с момента в соответствии с пунктом 1 (когда судно доставляется фрахтователям и поступает в их распоряжение между 9 часами утра и 6 часами вечера или между 9 часами утра и 2 часами дня, если этот день выпадает на субботу…), до возврата судна его владельцам».
Выплаты производятся наличными… без скидки каждые 30 дней авансом… Если плата не вносится, то судовладельцы имеют право не принимать во внимание никакие протесты, не прибегать к помощи судебных органов или иным каким бы то ни было формальностям, причем это право судовладельцы могут предъявить к фрахтователям по данному чартеру». В чартере Лайнертайм в п. 7 содержится аналогичная формулировка, а также положение о внесении последнего платежа. В п. 5 чартера НАЙП содержится несколько иная формулировка. Этот пункт предусматривает внесение платы «наличными… авансом за половину месяца и последнюю половину месяца или за часть этого же срока по примерной ставке пользования судном и, если этот срок не охватывает фактического времени использования судна, то плата вносится из расчета остатка за каждый день по наступлении срока платежа, если того потребуют судовладельцы, до тех пор, пока фрахтователи не внесут банковской гарантии или депозита; в случае несвоевременного внесения платы или банковской гарантии или любого нарушения настоящего чартера, судовладельцы имеют право изъять судно из эксплуатации фрахтователей, причем это право осуществляется без ущерба для каких-либо претензий в иных отношениях, которые они (судовладельцы) могут предъявить к фрахтователям. Отсчет времени начинается с семи часов утра рабочего дня, который наступает после дня вручения фрахтователям или агентам уведомления о готовности судна до 4 часов вечера…». В последние годы формулировки этих пунктов вызывали много- численные споры. Этим формулировкам давались различные толкования в английских и американских судах и арбитражах.
Оплата наличными
Чартеры «Балтайм», «НАЙП» и «Лайнертайм» предусматривают плату за пользование судном «наличными». Словосочетание «оплата наличными» истолковывается в контексте современной коммерческой практики. Предполагает широкое значение, охватывающее любой коммерчески признанный метод передачи денежных средств, при осуществлении которой кредитор получает безусловное право на незамедлительное использование переведенных денежных средств. Банковская платежная квитанция, банковский переводной вексель, межбанковские переводы и платежные поручения, внесенные по лондонской системе валютных расчетов, рассматриваются в этом контексте как эквиваленты наличных средств. Требования об уплате «наличными» могут оказаться ловушкой для опрометчивых коммерсантов. Судно «Chikuma» было зафрахтовано по чартеру НАЙП. Плата за судно была перечислена судовладельцам на их счет в банке в Генуе в положенный срок. Однако расположенный в Генуе банк- плательщик указал в телексном переводе дату зачисления денег на банковский счет четыре дня спустя. В соответствии с итальянской практикой банковских операций это означало, что судовладельцы не могут снять денег со счета без уплаты процентов до даты зачисления денег на банковский счет. Судовладельцы отозвали судно из эксплуатации фрахтователей. Спор дошел до палаты лордов. Ее решение: при наступлении срока платежа фрахтователи не произвели оплату наличными. Соответственно судовладельцы имели право изъять судно из эксплуатации в соответствии с пунктом 5 чартера. Указывалось: «Когда оплата тому или иному банку вносится в средствах, иных чем наличные средства в прямом смысле этого слова, то есть траттой с платежом в долларах или других законных ценных бумагах (чего никто не ожидает), «оплата наличными» по смыслу пункта 5 отсутствует, поскольку кредитор не получает эквивалента наличных средств или же средств, могущих быть использованными как наличные средства. Бухгалтерская проводка, сделанная банком судовладельцев по наступлении срока платежа на счет судовладельцев, безусловно, не являлась эквивалентом наличных средств… ее нельзя было использовать для получения процентов, то есть незамедлительно перевести на депозитный счет. Внесенная сумма могла быть снята со счета только при условии (возможного) обязательства об уплате процентов». В США распространена торговая практика акцептирования обычных чеков, платежных поручений или телексных переводов в качестве эквивалента «наличности». Даже несмотря на то, что банку судовладельцев может потребоваться день или несколько дней для обработки чека или банковского перевода и последующего представления судовладельцам неограниченного права пользования денежными средствами. Эта практика, однако, была поставлена под сомнение в деле The Penta, когда оплата обычным чеком была обработана после наступления срока платежа. И была квалифицирована как нарушение обязательств фрахтователей внести оплату «наличными»: «… если (фрахтователи) предпочли произвести оплату чеком, то чек мог бы быть предъявлен либо в федеральных средствах, либо достаточно заблаговременно, с тем чтобы оставить время для обработки этого чека». Поэтому в некоторых современных тайм-чартерах для сухих грузов и в танкерных тайм-чартерах не содержится конкретного требования платить «наличными». Американский танкерный тайм-чартер СТБ предусматривает, чтобы оплата аренды производилась чеком. Дополнительные трудности возникают в связи с определением точного срока внесения платежа. Определение точного момента внесения платежа имеет большое значение для проведения разграничений между своевременным и просроченным платежом. Если платеж чеком является допустимым методом платежа, то чековая квитанция ремитента (лицо, получающее платеж) считается достаточным исполнением контракта. Даже если оплата чеком обычно расценивается как обусловленная оплата до момента обработки чека и переведенного кредита (The Brimnes) Если платеж осуществляется в виде банковского переводного векселя или эквивалентного документа, то представление такого документа банком судовладельца считается сроком платежа. Хотя это связано с определенным временем обработки этого документа до его занесения на счет судовладельцев. Оплата в виде «платежного поручения» в рамках лондонской системы валютных расчетов не представляет вполне ясную ситуацию. Этот вопрос возник в деле The Laconia. Судья высказал мнение: платеж не считается произведенным до тех пор. пока он не будет обработан и занесен на счет судовладельцев. Апелляционный суд занял иную позицию. Платеж считался произведенным тогда, когда платежное поручение было вручено банку судовладельцев. Хотя решение по этому делу было вынесено исходя из других оснований, три члена палаты лордов высказали по нему свои сообщения. Один заявил: «Между внесением оплаты в виде долларовых чеков и оплатой в виде платежных поручений нет никакой существенной разницы, поскольку в банковском мире эти виды платежа обычно рассматриваются как наличные средства и принимаются как таковые» Второй выразил аналогичную точку зрения. Третий, однако, придерживался иного мнения. Он счел, что «фрахтователь обязан внести оплату достаточно заблаговременно, с тем чтобы предоставить время для соответствующей ее обработки, которая необходима для выбранного им метода платежа». Если платеж производится путем телексного указания банка фрахтователей банку судовладельцев (в котором сам фрахтователь имеет счет) произвести оплату на счет судовладельца то возникает вопрос о фактическом моменте выплаты аренды. Считается ли квитанция к телексному сообщению банка платежом или же это всего лишь часть процесса, который завершается оформлением платежа? По делу The Brimnes английский апелляционный суд решил, чти одна лишь квитанция к документу, содержащему указания, не считается «платежом». С таким решением следует согласиться. Для кредитора важен факт исполнения должником обязанности—поступление денежных средств на счет судовладельца. Оплата авансом Обычно оплату производят «авансом» за определенный срок (месяц, полмесяца) (аванс — по советскому гражданскому праву имущественное предоставление (часто в денежной форме), вручаемое должником кредитору в счет будущих платежей за выполнение работы, оказания услуг или за передачу имущества. Аванс служит доказательством заключения договора, но не является средством обеспечения исполнения обязательства. При надлежащем исполнении договорного обязательства аванс засчитывается в счет окончательного платежа. Цель аванса — путем уплаты вперед причитающихся по договору сумм финансировать деятельность судовладельца по исполнении своей части договора.—Прим. редактора). Условие договора об оплате «авансом» должно выполняться неукоснительно. В случае его нарушения судовладельцы получат право на немедленное изъятие судна из эксплуатации. Условие об оплате авансом действует в течение всего периода чартера. И в отношении первого очередного платежа. В деле Kawasaki Kisen v. Bentham s. s. Co. фрахтователи утверждали, что положение об оплате авансом не должно применяться к первому очередному платежу. Причина трудности в определении точного времени прибытия судна. Тем не менее было решено, что контракт предусматривал оплату авансом даже в отношении первого очередного платежа. В чартере содержалось положение, аналогичное положению п. 5 чартера НАЙП. Оно предусматривало: «оплата считается произведенной с семи часов утра в рабочий день после дня получения письменного уведомления до четырех часов вечера». Судья заявил, что если уведомление подается в соответствии с этим пунктом, то с четырех часов вечера одного дня до семи часов утра следующего рабочего дня есть время для осуществления оплаты авансом. Плату за аренду подчас необходимо внести в месте, ином чем место сдачи судна. Кроме того, в некоторых странах банки закрываются до 4 часов вечера и открываются в 7 часов утра на следующий день. Вследствие этого у фрахтователей практически нет банковского времени, чтобы внести платеж авансом. Чтобы преодолеть эти трудности, в проекте чартера Фонтайм предусматривается внесение первого очередного взноса «не позднее одного рабочего дня банка после сдачи». Что касается внесения последнего очередного взноса, то в чартере НАЙП и в чартере Лайнертайм содержатся конкретные положения. Они допускают, чтобы фрахтователь пропорционально оплачивал плату за пользование судном из расчета вероятной оценки срока возвращения судна его владельцам. Если в чартере не содержится таких конкретных положений, как в чартере Балтайм, то фрахтователи обязаны выплатить полную сумму последнего взноса. Даже если расчеты показывают, что судно окажется возвращенным до наступления последнего дня действия договора. Фрахтователи вправе потребовать возвращения оставшейся суммы взноса. В этом случае интересы фрахтователя защищаются условием чартера, которое предусматривает «право удержания судна в обеспечение всех денежных сумм, выплаченных авансом, но не заработанных судном» (п. 18 чартера Балтайм). Между американским и английским правом есть различие в отношении требования об уплате «авансом», когда срок оплаты выпадает на нерабочий день банка. С американской точки зрения, если срок исполнения платежа приходится на субботу, воскресенье или праздничный день, то платеж может быть на законных основаниях выполнен на следующий рабочий день. Этот принцип применялся к оплате аренды по тайм-чартеру в деле The Maria G. Gulucundis. Английская точка зрения предусматривает, что если срок выпадает на субботу, воскресенье или праздничный день, то оплата должна вноситься в предшествующий рабочий день. Это может привести к возникновению проблем в случае, если аренда подлежит оплате в лондонском банке через американский банк, который может и не знать английской системы права.