Ряд стран не присоединились ни к одной Конвенции об ограничении ответственности. Ниже приводится краткая характеристика их национального законодательства в этой части.
СССР
Нормы об ограничении ответственности судовладельца регулируются главой XVI КТМ, причем распространяются они только на суда, плавающие под Государственным флагом Союза ССР.Эти нормы заимствовали ряд принципов Конвенции 1924 г. Предел ответственности судовладельца исчисляется суммой, образуемой из стоимости судна, причитающихся этому судну взносов по общей аварии, а также платы за перевозку грузов, пассажиров и их багажа. По требованиям о возмещении ущерба, причиненного капитаном судна, прочими лицами судового экипажа, лоцманом и всяким другим лицом, обслуживающим судно, при исполнении ими своих обязанностей, ответственность судовладельца не должна превышать суммы, равной произведению двадцати рублей на число регистровых тонн валовой вместимости судна. Стоимость судна определяется в отношении требований, связанных со столкновением, аварией или иным происшествием, по состоянию судна в первом порту захода, по другим требованиям — в первом порту назначения. Ограничение ответственности распространяется также на требования о вознаграждении за спасание, об уплате возмещения в порядке распределения общей аварии, а также по требованиям, возникшим из действий капитана с целью сохранения судна или продолжения рейса. В отношении требований о возмещении вреда, вызванного причинением смерти или повреждением здоровья, ограничение ответственности не применяется. Ответственность судовладельца, он; определяемая главой XVI КТМ, не может быть уменьшена соглашением сторон.
АРГЕНТИНА
Ограничение ответственности судовладельца основано на стоимости судна, фрахта и других причитающихся платежей. Возможен абандон судна. По требованиям из причинения личного вреда предел ответственности исчисляется умножением 13 золотых песо на тоннаж судна. Ограничение ответственности распространяется на судовладельца, перевозчика, управляющего, капитана, экипаж и служащих судовладельца.
БРАЗИЛИЯ
Только собственник судна может ограничить свою ответственность по имущественным требованиям. Ограничение осуществляется путем предоставления самого судна в натуре (абандон) кредиторам. На требования из причинения личного вреда ограничение ответственности не распространяется. Бразильское право всегда применяется к ограничению ответственности, за исключением случаев, когда стороны (не бразильской национальности) договорятся о другом.
КАНАДА
Канадское право по вопросам ограничения ответственности судо- владельцев практически полностью базируется на Конвенции 1957 г.
КИТАЙ (КНР)
Китайское право по вопросам ограничения ответственности аналогично советскому праву.
КОЛУМБИЯ
Колумбийское право по ограничению ответственности во многом совпадает с Конвенцией 1924 г. Но исчисление предела ответственности по тоннажу, а именно, 15 грамм золота за тонну, применяется только к требованиям из причинения личного вреда, причем цена золота устанавливается республиканским банком. Ограничение распространяется на собственника морского судна, фрахтователей и арендатора.
ГРЕЦИЯ
Судовладелец в целях ограничения ответственности может альтернативно абандонировать судно и фрахт кредиторам или предложить им три десятых стоимости судна, определяемой в начале рейса, плюс дополнительно три десятых стоимости судна в отношении требования из причинения личного вреда. По греческому праву ограничить ответственность может собственник судна, фрахтователь и/или оператор. По вопросам ограничения ответственности греческие суды могут применять закон флага судна, но только в том случае, если предел ответственности по этому закону будет не менее, чем по греческому.
ИТАЛИЯ
В соответствии с итальянским Навигационным кодексом предел ответственности определяется стоимостью судна и фрахта в конце рейса. Но эта сумма не должна быть менее 1/5 или более 2/5 стоимости судна в начале рейса. Ограничение распространяется только на операторов судна, т. е. на тех, кто непосредственно управляет судном. Итальянские суды могут по вопросам ограничения ответственности применять право флага судна.
МЕКСИКА
Вопросы ограничения ответственности собственника, управляющего и оператора морского судна регулируются национальным правом так же, как в по Конвенции 1924 г., за исключением исчисления ограничения ответственности по тоннажу.
ПЕРУ
Предел ответственности определяется по стоимости судна и фрахта. Судно может быть абандонировано кредиторам. Требования из причинения личного вреда имеют приоритет над имущественными. Ограничение ответственности распространяется кроме собственника морского судна также и на управляющего или оператора судна, действующих в качестве агента собственника.
ФИЛИППИНЫ
Ограничение ответственности судовладельца базируется на стоимости судна, его принадлежностей и фрахта на окончание рейса.
США
Право США по вопросам ограничения ответственности в значительной мере отражает положения Конвенции 1924 г. Предел ответственности исчисляется по стоимости судна и причитающемуся фрахту на окончание рейса. По требованиям из причинения личного вреда он равняется произведению 60 долларов на тоннаж судна (в ближайшее время эта сумма может быть значительно увеличена). По общему правилу ограничение ответственности распространяется только на собственников морских судов и бейрбоутных фрахтователей. Вопрос об операторах решается судами в различных округах по-разному. К ограничению ответственности всегда применяется закон места судна.
Лишение судовладельца права на ограничение ответственности. Право судовладельца на ограничение ответственности не является абсолютным. Все Конвенции об ограничении ответственности и национальное право большинства морских государств содержат специальные нормы, дающие правоприменительным органам возможность лишения судовладельца права на ограничение ответственности. Основанием для этого, как правило, является определенный вид «личной» вины судовладельца, вызвавшей ущерб.